| «Древо научных школ ННЦ» |
Мировое научное сообщество сильно своими научными школами. Значимость науки зависит от научного потенциала исследовательской работы, уровня квалификации ее представителей, размещения и функционирования как в целом по стране, так и в регионе.
Научные школы в Сибирском отделении РАН имеют свою историю. Сибирская академическая наука началась с создания Западно-Сибирского филиала АН СССР (ЗСФАН). Он был организован постановлением Совета народных комиссаров СССР N 1149 от 21 сентября 1943 года и принятого в соответствии с ним постановления Президиума АН СССР. Филиал был создан в районе, производительные силы которого сыграли огромную роль в деле обеспечения победоносной Советской армии военной техникой, боеприпасами и продовольствием.
На территории, которая входила в сферу деятельности ЗСФАН, сосредоточена основная масса производительных сил Сибири.
Настоящим прорывом в развитии науки в Сибири явилось образование Сибирского отделения АН, в которое составной частью вошел ЗСФАН. В 1956 г. группа известных ученых выступила с инициативой создания нового научного центра. Крупные исследователи со своими учениками переехали в Сибирь из Москвы, Ленинграда, Киева, Львова и других городов ради становления науки. Основные принципы деятельности СО АН были: работа на приоритетных направлениях науки, комплексность научных центров; интеграция науки и образования; содействие практической реализации научных результатов. Правильно избранная стратегия, тактика и активная деятельность ученых привели сибирскую науку к большим успехам по основным отраслям научного развития: в общественных науках, науках о Земле, биологических науках, химических, физико-технических, в механике и энергетике, математике и информатике. Созданы серьезные научные школы.
Определений научных школ существует много, их возникновение и развитие - тема для глубокой исследовательской проработки ученых и историков.
Вопросам роли научных школ СО РАН в преемственности научных исследований, сохранении и пополнении научного потенциала Сибири посвящены пока немногочисленные специальные публикации. Как отмечают их авторы, практически во всех случаях формирования научных школ прослеживаются определенные закономерности:
- Основатели научных школ СО АН СССР - СО РАН, как правило, являлись представителями ярких научных школ страны и сами имели выдающихся учителей, которые сыграли решающую роль в формировании их научной биографии.
- Формирование научной школы не одномоментный акт, для ее становления необходимо как минимум два, а то и три поколения ученых.
- Каждое новое поколение не только сохраняет лучшие черты научной школы, заложенные учителями, но и вносит свой вклад в ее формирование, обеспечивая мобильность школы по отношению к новым открываемым научным фактам и ее устойчивость к меняющимся условиям.
Однако всегда главной чертой научной школы являются учителя и ученики. А память о них сохраняется в печатных трудах. Сохранить эти публикации - информационная задача библиотек. Память о научных трудах остается в библиографических указателях работ ученых. Задача создания указателей - пропаганда достижений региональной и отраслевой науки, создание информационной базы для изучения истории отдельных научных дисциплин и сохранение для последующих поколений образов выдающихся ученых, входящих в мировую и национальную элиту.
Создаваемый электронный информационный ресурс посвящен основателям научных школ Новосибирского научного центра в двух поколениях.
Ресурс состоит из: - краткой справки о научном направлении ученого,
- его биографии,
- указателя трудов в хронологическом порядке, включая описания авторских свидетельств на изобретения,
- литературы об ученом,
- полных текстов некоторых работ лидера школы.
|
|
|
|
Школа акад. М.А.Лаврентьева (математические модели и экспериментальные физические исследования динамических процессов)
Школа акад. С.А.Христиановича (теоретическая и прикладная механика)
Школа акад. С.Л.Соболева (прикладная математика)
Школа акад. А.И.Мальцева (алгебраическая школа)
Школа акад. А.Д.Александрова (геометрия)
Школа акад. А.А.Боровкова (теория вероятности)
Школа акад. С.К.Годунова (прикладная математика)
Школа акад. М.М.Лаврентьева (прикладная математика)
Школа чл.-кор. А.А.Ляпунова (кибернетика и ее различные применения)
Школа акад. Г.И.Марчука (прикладная математика)
Школа акад. Ю.Г.Решетняка (геометрия и топология)
Школа акад. А.П.Ершова - Сибирская школа информатики (теоретическое и системное программирование)
|
Школа акад. Г.И.Будкера (ядерная физика)
Школа чл.-кор. К.Б.Карандеева (теория электрических измерений)
Школа акад. С.С.Кутателадзе (теплофизика)
Школа акад. А.В.Ржанова (физика полупроводников)
Школа проф. Ю.Б.Румера (теоретическая физика)
Школа акад. В.П.Чеботаева (лазерная физика)
|
Школа акад. В.В.Воеводского (химическая физика)
Школа акад. В.В.Болдырева (химия твердого тела и механохимия)
Школа акад. Г.К.Борескова (катализ)
Школа акад. Н.Н.Ворожцова (органическая химия)
Школа акад. А.В.Николаева (неорганическая химия)
|
Школа акад. Н.П.Дубинина
- Акад. Д.К.Беляев
- Акад. Н.П.Дубинин
- Акад. Л.Н.Иванова
- Акад. В.К.Шумный
|
Школа акад. B.C.Соболева (минералогия, петрография)
Школа акад. А.А.Трофимука (геология и разведка нефтяных и газовых месторождений)
- Акад. А.Э.Конторович
- Акад. А.А.Трофимук
Школа акад. А.Л.Яншина (стратиграфия, тектоника, литология)
Школа акад. Ю.А.Кузнецова
Школа акад. В.А.Кузнецова
|
| ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ | |
Школа акад. Л.В.Канторовича (математическая экономика)
- Акад. А.Г.Аганбегян
- Акад. А.Г.Гранберг
- Акад. Т.Н.Заславская
- Акад. Л.В.Канторович
- Акад. В.В.Кулешов
- Акад. В.Л.Макаров
Школа чл.-кор. Л.М.Горюшкина (история Сибири)
Школа акад. А.П.Окладникова (археология)
Школа акад. Н.Н.Покровского (археография и источниковедение Сибири)
Школа чл.-кор. А.Б.Соктоева (фольклор народов Сибири)
Школа д.фил.н. Е.И.Убрятовой (языки народов Сибири)
|
|