К 120-летию Новосибирска - 100 лет. События. Люди (1993)
Навигация
 
 
 
100 лет. События. Люди (1993)из книги: НОВОСИБИРСК. 100 ЛЕТ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ: 1893-1993* 
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ГОРОДА
(вместо предисловия)
 
---
Предисловие • 1893 • 1894 • 1895 • 1896
Литература • Приложение
 
---

В 1993 году Новосибирску исполнилось 100 лет. Для полуторамиллионного города возраст не велик, он почти укладывается в рамки продолжительности одной человеческой жизни. Тем не менее 100 лет вполне достаточны, чтобы выявить некоторые характерные черты исторического развития города.

На ранней стадии освоения Сибири города возводились как опорные пункты для колонизации, феодальной по своему характеру. Новосибирск возник в совершенно иных условиях, на новом этапе освоения Сибири и ее капиталистического развития. Сооружение Сибирской железной дороги, главной транспортной оси восточных районов России, произвело технический переворот в наземном транспорте Сибири, значительно удешевило проезд и создало условия для массового притока переселенцев из Европейской России.

Железная дорога открыла Сибирь для отечественных и зарубежных капиталов, распространения паровых машин в промышленности и речном транспорте, возникновения акционерных обществ, банков и товарно-денежных бирж. Колонизация Сибири по-прежнему оставалась преимущественно крестьянской, но в конце XIX - начале XX в. торгово-промышленная и индустриальная струя в освоении Сибири заметно усилилась, среди мигрантов возрос удельный вес торговцев и предпринимателей, технической интеллигенции и рабочих. Железнодорожная магистраль способствовала зарождению новых городов, которые выросли из станций и пристанционных поселков. К их числу относился и Новосибирск. Железная дорога и ее объекты - железнодорожный мост и станция Обь - стали для него градообразующими факторами.

Не только строительство железнодорожного моста через Обь, как это нередко подчеркивается в публикациях, но вся совокупность указанных выше экономических и социально-демографических факторов привела к рождению Новосибирска. Сыграли свою роль различные аспекты строительства Транссибирской магистрали: выбор направления трассы и мостового перехода через Обь; сооружение станции Обь и пристани; транспортировка строительных материалов, оборудования и подвижного состава водным путем из центра страны на Среднесибирский участок железной дороги; урегулирование взаимоотношений с окружающими населенными пунктами и т.д. В решении этих вопросов, влиявших на время появления, место и характер нового населенного пункта, активно участвовали десятки организаций и сотни людей. Уже по этой причине Новосибирск, как впрочем и другие города России, возникшие в конце XIX - начале XX в., не имел единоличного основателя. Город основали рабочие и крестьяне, инженеры и техники - те, кто строил Сибирскую железную дорогу, железнодорожный мост через Обь, ст. Обь, пристань, обслуживающие предприятия и учреждения, служебные и жилые дома.

Из них хорошо известны немногие. Это работавший на строительстве железной дороги Иван Дмитриевич Шамшин, глава семьи революционеров; рабочие Иван Андреевич и Иван Иванович Волколаковы, отец и сын [1]; крестьянин Бердской волости Илья Григорьевич Титлянов, первый "мэр" поселка Новониколаевского; "обыватель" из с. Сузунского Дмитрий Налимов и др. Некоторые из названных лиц числятся в списке первых жителей поселка на 6 июля 1894 г., который хранится в Алтайском госархиве и публикуется в качестве приложения в настоящей книге. Как свидетельствует список, рабочие-строители железнодорожного моста прибыли из 26 губерний страны. Около половины из них составляли сибиряки, жители Томской и Тобольской губерний, и примерно одна треть - выходцы из Пермской и Вятской губерний. Возможно, читатели этой книги обнаружат в списке своих предков и сообщат нам о них дополнительные сведения.

Возникновению нашего города активно содействовали своей деятельностью автор проекта железнодорожного моста через Обь профессор Николай Аполлонович Белелюбский; главный инженер строительства моста Григорий Моисеевич Будагов; производитель работ по сооружению моста инженер Ефим Ефимович Зенкевич; его помощник инженер Владимир Александрович Линк; инженер Николай Михайлович Тихомиров, под руководством которого завершалось сооружение моста и строился собор Александра Невского; инженеры-строители станции Обь Николай Павлович Меженинов и Владимир Константинович Жандр; мастер на строительстве моста Тимофей Степанович Фролов [2] и др. К числу основателей города следует отнести и участников изысканий по определению мостового перехода через Обь. Это Викентий Иванович Роецкий, отряд которого выполнил работу по выбору Кривощековского варианта из целого ряда других; Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, начальник изыскательской партии, в которую входил отряд Роецкого; Константин Яковлевич Михайловский, начальник изысканий и строительства Западно-Сибирского участка, который первым одобрил Кривощековский вариант и представил его на утверждение Министерства путей сообщения, и др. Они определили место сооружения моста через Обь, что явилось одним из условий возникновения города. На наш взгляд, следует восстановить названия Будаговской, Межениновской и Михайловской улиц, некогда поименованных в честь Г.М.Будагова, Н.П.Меженинова и К.Я.Михайловского.

Еще в начале 1900-х гг. в печати было высказано мнение о том, что датой основания Новосибирска следует считать 1894 г. Сторонников этой даты можно встретить и сегодня. Однако с этим нельзя согласиться. Новосибирск (Новониколаевск) возник в 1893 г., что подтверждается многочисленными данными. Губернатор Томской губернии в докладной записке в Министерство внутренних дел от 7 января 1900 г. сообщал, что "поселок Ново-Николаевский Кривощековской волости Томского уезда образован в 1893 г." [3]. Новониколаевская городская управа также считала временем возникновения города 1893 г. Эта дата указана в книге "Виды города Новониколаевска в 1895-1913 гг.", изданной по распоряжению управы в 1914 г. 1893 годом датируется время зарождения Новониколаевска в старых справочных изданиях: "Вся Сибирь", "Весь Новосибирск", "Спутник пассажира" и др. 1893 год назван в статьях о Новосибирске, опубликованных в словаре Брокгауза и Эфрона, в Сибирской Советской Энциклопедии, в Большой и Малой Советских Энциклопедиях. Дата основания города - 1893 г. научно обоснована в книге "Новосибирск в историческом прошлом" (Новосибирск: "Наука", 1978). С учетом этих сведений жители Новосибирска и вся страна в 1983 г. отметили 90-летие города.

25 февраля 1893 г. Министерство путей сообщения утвердило проект железнодорожного моста через Обь, а 30 апреля 1893 г. (по старому стилю), после завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, на пароходах "Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли" из Самары водным путем прибыл в район с. Кривощеково отряд мостостроителей. Началась подготовка к сооружению моста через р. Обь и железнодорожной станции. Рабочие, разбив лагерь в устье р. Каменки, готовили строительные материалы, сооружали склады и жилые бараки, рыли котлованы и насыпи, собирали кессоны. Ниже по течению Оби расчищали лес под будущую железнодорожную станцию, депо и мастерские. После сооружения пристани в сентябре 1893 г. ее соединили железнодорожной веткой со станцией. В процессе подготовительных работ возникли ячейки будущего города, они не имели еще официального названия и в документах именовались как "Поселок при строительстве моста через Обь" и "Поселок при станции Обь". Вскоре оба слились в один.

Как показывает список первых жителей Новосибирска, к 1894 г. на территории поселка насчитывалось около 350 домовладельцев, а число жителей, согласно данным "Статистического сборника по г. Новониколаевску", составляло 740 чел. Все это свидетельствует о зарождении Новосибирска в 1893 г. В июле 1894 г., после года с лишним подготовительных работ и существования поселка состоялся молебен по случаю закладки первого кессона железнодорожного моста. Предложение считать на этом основании датой возникновения Новосибирска 1894 г. не может быть принято.

С первых шагов своего развития будущий город рос невиданными темпами. За первые пять лет, когда он был поселением строителей, количество его жителей увеличилось в 10 раз. Но вот строители разъехались, поселок (и затем город) стал развиваться как торгово-транспортный центр. Численность его населения до 1914 г. удваивалась каждое пятилетие. В годы разрухи, вызванной гражданской войной, население Новониколаевска сократилось, смертность от эпидемий повысилась. Первая за послеоктябрьский период демографическая волна высокого прироста численности населения отмечена в середине 20-х гг., во время восстановления народного хозяйства, когда Новосибирск стал административным центром Сибирского края.

Пик второй волны приходится на 1930-1932 гг. Именно тогда, в первой пятилетке, в Новосибирске началось строительство промышленных гигантов - завода "Сибкомбайн" (будущего "Сибсельмаша") и завода им. В.П.Чкалова, превратившее его в индустриальный центр. Третью волну прироста численности вызвали грозные военные годы - 1941-1942, когда Новосибирск стал одним из крупнейших в стране центров эвакуации, куда за короткий срок прибыли с запада страны десятки предприятий - около 100 тыс. чел. Даже с началом реэвакуации численность населения почти не сократилась - этому противодействовал приток новых людей на размещенные в городе промышленные предприятия. И наконец, четвертая по счету волна повышенного роста населения, которая приходится на 1958-1961 гг., связана со строительством Академгородка и созданием Советского района.

Среди городов-миллионеров Новосибирск - самый быстрорастущий: он достиг миллиона жителей менее чем за 70 лет. Для сравнения напомним, что Чикаго, показавшему пример самого быстрого роста, для этого понадобилось 90 лет; Нью-Йорку - 250, Москве - более 700, Киеву - около 900 лет. А.В.Луначарский, посетивший Сибирь в 1928 г., охарактеризовал наш город "как настоящий сибирский Чикаго", "неудержимо мчащийся вперед" [4]. Быстрый прирост народонаселения сопровождался расширением (правда, не всегда адекватным) коммунального хозяйства, ростом экономики города, его бюджета, инфраструктуры. За короткий срок Новониколаевск (Новосибирск) занял ведущее место в системе городов Сибири, а затем и всей Азиатской России.

Высокие темпы роста города объяснялись совокупностью факторов и прежде всего его выгодным географическим положением и бурным заселением Юго-Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., созданием в годы Советской власти на востоке страны индустриальной и военно-промышленной базы. Новониколаевск возник на пересечении двух великих магистралей - водной и железнодорожной, на стыке путей из Европейской России в Азиатскую, с юга Сибири на Обской Север. Это способствовало его быстрому превращению в крупный торгово-транспортный центр. Уже в 1909 г. грузооборот железнодорожной станции Обь превысил оборот ст. Омск в 2 раза, ст. Томск - в 4 раза и ст. Красноярск - почти в 6 раз. Обская пристань занимала по перевозкам пассажиров первое место в Западной Сибири, грузов - второе.

С юга в Новониколаевск как распределительный центр поступали хлеб, масло и другие продукты сельского хозяйства, с севера - пушнина и рыба, с востока - лес, дорогие металлы, животноводческое сырье, чай и другие товары из стран Азии. Эти товары город направлял преимущественно в Европейскую Россию, получая оттуда сельскохозяйственные и горные машины, промышленное оборудование, предметы промышленного производства и многое другое. По тем же путям указанные грузы расходились в различные районы Азиатской России. Через Новониколаевск протекал массовый поток переселенцев, оседавший в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Город был центром обширной сельскохозяйственной зоны, поставлявшей на рынок миллионы пудов высококачественной пшеницы. Это обусловило развитие фабрично-заводского мукомолья, дававшего до 70% всего производства городской промышленности. Новониколаевск вырос на муке, говорили в старину, он производил свыше 10 млн. пудов муки в год, или 1/3 помола всей Западной Сибири, и снабжал этим продуктом восточные регионы страны. И хотя в торгово-транспортном центре промышленность не играла ведущей роли, Новониколаевск и по этому показателю уже к 1912 г. обогнал Тюмень, Тобольск, Барнаул, Томск и другие города. Не являясь административным центром губернии или даже уезда, он уже в первые два десятилетия своего существования занял ведущее место среди городов Сибири.

Еще более видную роль в жизни Сибири и России Новосибирск стал играть в годы Советской власти. Преимущества его выгодного положения расширились: протянулись новые железнодорожные линии в Среднюю Азию, Кулундинскую степь и Кузбасс, на юг Красноярского края (через ветку Ачинск-Минусинск), север Сибири (БАМ) и др., на Обском Севере Тюменской и Томской областей появились нефтегазоносные разработки, соединенные с Новосибирском водной артерией, большое развитие получили воздушный и автодорожный виды транспорта. Существенно изменились тип и статус Новосибирска. Сохраняя черты торгово-транспортного пункта, город стал крупным административно-политическим, промышленным и научно-культурным центром. В соответствии с быстрыми темпами роста, пройдя менявшиеся статусы поселка, "безуездного города" с упрощенным городским управлением и города на полном "городовом положении", в апреле 1917 г. Новониколаевск стал уездным городом, затем административным центром Томской губернии (декабрь 1919 - март 1920), Новониколаевской губернии (с 1921 г.), Сибирского края и Новосибирского округа (с 1925 г.), Западно-Сибирского края (с 1930 г.), Новосибирской области (с 1937 г.).

С середины 1930 г. Новосибирск - самостоятельный город краевого подчинения, с августа 1943 г. в числе других крупных городов Российской Федерации он стал городом республиканского подчинения, а с июня 1958 г. - городом областного подчинения (в республиканском ведении были оставлены только Москва и Ленинград).

Не однажды менялось и название: поселок без официального имени, поселок Александровский, поселок Новониколаевский, город Новониколаевск, город ... В 1925 г. в печати и на I Сибирском краевом съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов бурно обсуждалось новое название: Красноград, Краснообск, Ленинознаменск-на-Оби, Октябрьград, Сибкрайград, Смирновск (по имени Ивана Никитовича Смирнова, председателя Сибревкома) и т.д. Выбрали - Новосибирск. 12 февраля 1926 г. ВЦИК утвердил новое название.

С 1919 г. в Новосибирске находились Сибревком (до конца 1925 г.) - чрезвычайный орган государственной власти на территории Сибири, Сиббюро ЦК РКП(б), высший партийный орган в Сибири. Сегодня интегрирующая роль Новосибирска усилилась, он является центром межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". И совсем не случайно за Новосибирском закрепилось мнение как о столице Сибири. С этим соотносят его промышленно-транспортный, научный и культурный потенциал.

Новосибирск вошел в историю как крупный центр машиностроения на востоке России. В 1926 г. здесь состоялся первый в истории Сибири краевой научно-исследовательский съезд, обсудивший вопросы индустриализации Сибири. Его материалы использовались при разработке первого пятилетнего плана. В результате индустриализации и реконструкции народного хозяйства уже накануне Великой Отечественной войны в Новосибирске и области на долю промышленности приходилось более 4/5 всей валовой продукции. В годы войны с эвакуацией в Новосибирск предприятий оборонной промышленности объем промышленной продукции вырос по сравнению с довоенным в 8 раз.

В конце 1980-х гг. около 200 его предприятий и объединений, представлявших свыше 40 народнохозяйственных отраслей, производили качественный прокат металлов и цветные металлы особо высокой чистоты, уникальные тяжелые станки и гидропрессы с программным управлением, мощные турбо- и гидрогенераторы, электрические и литейные машины, новейшие металлорежущие и текстильно-ткацкие станки, горное оборудование, тончайшие электронные и оптические приборы, различные инструменты, телевизоры, магнитофоны и много другой продукции. Новосибирские изделия закупали более 40 зарубежных стран. Следует упомянуть и о том, что город, внесший заметный вклад в разгром немецко-фашистских войск, стал видным производителем военной продукции. Новосибирские речной и воздушный порты, вокзал Новосибирск-Главный и другие железнодорожные станции входят в число наиболее производительных по объему грузооборота и пассажирских перевозок среди транспортных узлов России.

Визитная карточка города будет неполной без характеристики его научного и культурного потенциала. С организацией в 1957 г. Сибирского отделения Академии наук СССР (ныне - Российская академия наук) и со строительством Академгородка, Новосибирского научного центра, в жизни города начался новый этап. Опережающее развитие научных исследований по приоритетным направлениям при постоянной поддержке со стороны государства привели к созданию пользующихся мировой известностью сибирских научных школ. Свидетельством их признания может служить, в частности, присуждение ученым десятков премий (Ленинских, Государственных - СССР и РСФСР, Совета Министров СССР), избрание их членами зарубежных академий, руководителями международных научных союзов. С учетом опыта Сибирского отделения Академии наук в дальнейшем были организованы Дальневосточное и Уральское отделения Академии наук, а в Новосибирске - Сибирские отделения Академии медицинских и сельскохозяйственных наук. По типу Новосибирского Академгородка были созданы и продолжают создаваться научные центры в других странах - во Франции, Японии, Южной Корее. К настоящему времени Новосибирск превратился в крупный научный центр Сибири, где сосредоточена примерно треть научно-технического потенциала региона.

Новосибирск стал третьим после Томска и Иркутска университетским городом в Сибири, 16 высших и около 40 средних специальных учебных заведений, расположенных в нем, ежегодно выпускают примерно 20 тыс. специалистов различного профиля. В городе действует около 220 общеобразовательных школ и более 50 профессионально-технических училищ, свыше 250 внешкольных детских учреждений.

Новосибирск широко известен и как культурный центр Сибири. Новосибирский театр оперы и балета, удостоенный высокого звания академического, Новосибирский академический симфонический оркестр и Государственный Сибирский народный хор - коллективы высочайшего класса, широко известные у нас в стране и за рубежом. В городе действуют Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки, хореографическое училище, детская художественная школа и детская филармония, хоровые студии при домах культуры и многочисленные детские музыкальные школы. Молодые исполнители, воспитанники консерватории, музыкального и хореографического училищ, достойно представляли искусство Сибири на международных, всесоюзных и всероссийских конкурсах.

Новосибирская картинная галерея, шесть драматических и музыкальных театров, в том числе старейший в Сибири - театр "Красный факел", около 120 кинозалов, десятки домов культуры и клубов, около 130 ведомственных и общественных музеев - достояние города. В Новосибирске находится одна из крупнейших в России Государственная публичная научно-техническая библиотека с совокупным фондом в 13 млн. единиц, из них 40% - на иностранных языках. В библиотеке хранится одна из лучших коллекций книг Ивана Федорова. Наш город внес достойный вклад в достижения мирового и отечественного спорта. Среди новосибирцев - чемпионы олимпийских игр, мира, Европы и нашей страны по биатлону, скоростному плаванию в ластах, подводному скоростному плаванию, баскетболу, вольной борьбе и другим видам спорта.

Однако не только из успехов и достижений состояла история Новосибирска - она насыщена и драматическими событиями. На первых порах город не имел своей земли и управления, что порождало большие трудности в его развитии, не хватало школ и библиотек, в неудовлетворительном состоянии находилось здравоохранение. В годы Советской власти Новосибирск, как и страна в целом, пережил трагические события гражданской междоусобицы и тяжесть массовых репрессий, испытал на себе сковывающее влияние командно-административной системы. Высокие темпы развития, составлявшие одно из преимуществ города, порождали в то же время немало трудностей и проблем, которые сказываются и сегодня.

За 100 лет истории было подготовлено девять проектов генерального плана, сегодня действует десятый, но прогноз и расчеты, не успевая за быстрым ростом города, быстро устаревали, и он развивался в немалой степени стихийно. Это сказалось на его застройке, состоянии транспорта и других показателях. Занимая по численности населения восьмое место среди городов СНГ, по площади он стоит на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. От Морского проспекта на юге до Заельцовского парка на севере Новосибирск протянулся почти на 50 км. С этим связаны недостаточная плотность застройки, чередование жилых массивов и больших пустырей, растянутость коммуникаций и транспортные трудности. Подобное положение, несмотря на кажущиеся просторы, ставит город перед ограниченностью запасных площадей, удобных для застройки.

Архитекторы считают, что в условиях научно-технического прогресса макрогород должен отвечать двум главным требованиям: создавать жителям условия для минимальных затрат времени во всех формах деятельности и иметь экономическое равновесие между природой и городской средой. Видимо, это тот случай, когда уместна формула о том, что лучший способ отметить юбилей - поговорить о нерешенных вопросах. Без упоминания о них облик города выглядел бы неполным.

Разбросанность территории, многозаселенность, климатические и другие условия требуют надежной работы городского транспорта. Для Новосибирска транспортная проблема остается хронически болезненной. При наличии улично-дорожной и транспортно-маршрутной сети в городе нет соподчиненной транспортной схемы со всем набором дорог и улиц, нет скоростных магистралей непрерывного движения и полных транспортных развязок. А если к этому прибавить изношенность транспортных средств и перебои с горючим, низкую культуру обслуживания и высокую стоимость проезда - пассажирам не позавидуешь. Транспортная проблема в городе давно переросла из частной в государственную. Экономисты подсчитали, что при затратах на поездку от дома на работу от одного до двух часов с пересадками часовая производительность труда понижается примерно на 7-8% и заметно повышается процент брака. Сооружение метро заметно разрядило ситуацию, но до конца проблему не решило.

Состояние окружающей среды в Новосибирске нет оснований считать катастрофическим, но и здесь есть серьезные проблемы. Заметная часть жилого фонда города находится под воздействием вредных выбросов аэрозолей, наиболее ощутимых в Дзержинском, Центральном, Заельцовском и Октябрьском районах. Воздушное пространство загрязняют автотранспорт (на него приходится до половины всех выбросов), промышленные предприятия - оловокомбинат, химзавод, ТЭЦ и др. Неблагоприятна и водно-санитарная ситуация: в Обь и ее притоки сбрасываются неочищенные хозяйственные и бытовые стоки, нефтепродукты от речного транспорта. Положение усугубляется транспортными трудностями и ведомственным принципом строительства жилья в районе предприятий; недостатком санитарно-защитных зон и размещением промышленных предприятий без учета ветрового режима и циркуляции воздуха; нехваткой очистных канализационных сооружений нужной мощности и ненадежностью городского водозабора (например, в черте р. Ини, текущей из Кузбасса).

В городе много делается для решения экологической проблемы (закрытие котельных, установка на предприятиях газо- и пылеулавливающих сооружений, газификация промышленных предприятий, создание санитарно-защитных зон и т.д.). Но еще больше предстоит сделать по формированию экологической инфраструктуры города. В числе мер - упорядочение эксплуатации автотранспорта, строительство локальных очистных сооружений и создание систем оборотного водоснабжения, природоохранный контроль на речном транспорте и очистка водоемов, строительство заводов для сжигания и переработки мусора. По уровню озеленения Новосибирск стоит впереди Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска и других городов, но отстает от Киева, Волгограда, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова-на-Дону. На одного жителя в нем приходится лесных насаждений примерно в 3 раза меньше общепринятой нормы. Городу необходимы новые скверы, бульвары и парки, особенно в пойме Оби и ее притоков.

Причины трудностей в жизни Новосибирска отнюдь не сводились только к темпам его роста. Главными остались политико-экономические условия развития страны и города, политика центральных и местных властей, деятельность по ее претворению. До недавнего времени 75% общего объема продукции, производимой промышленностью Новосибирска, приходилось на средства производства и только 25% - на предметы потребления. Следует учитывать и то, что в составе указанных 75% значительную, а на некоторых предприятиях основную часть составляла военная продукция. При такой структурно утяжеленной экономике жилищные, культурные и другие потребности горожан финансировались по так называемому остаточному принципу.

На начало 1987 г. около 95 тыс. семей новосибирцев остро нуждались в улучшении жилищных условий; 994 неблагоустроенных дома государственного жилого фонда фактически находились в аварийном состоянии, 8900 индивидуальных ветхих жилых домов располагались в овражных и затопляемых зонах. Потребности новосибирцев в жилье удовлетворялись на 70% от нормативного уровня. Еще хуже обстояло дело в сфере обслуживания. Обеспеченность населения по сравнению с нормами составляла: музыкальными школами, библиотеками, кинотеатрами, гостиницами, предприятиями бытового обслуживания и спортивными залами - 36-45%, магазинами - 71, прачечными - около 15% [5]. К настоящему времени подобные показатели не изменились к лучшему.

В нелегкую пору вступает Новосибирск во второе столетие своей истории. Страна переживает тревожное время поисков выхода из глубокого экономического и политического кризиса. Верим, что в процессе демократических преобразований Россия преодолеет и этот кризис.

**
*

Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой первую попытку осветить события и деятельность жителей Новосибирска со времени его возникновения до наших дней. Она написана на основе материалов государственных архивов Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Барнаула, данных периодической печати, местных и центральных газет и журналов за многие годы, сборников статистических сведений, документов и воспоминаний, опубликованной литературы. Не желая перегружать книгу и учитывая ее объем, мы не даем сноски на источники. Небольшой список основной литературы читатель найдет в приложениях.

Документальное повествование о городе дано в виде хроники событий от его возникновения в 1893 г. до начала 1990-х гг. В центре внимания - деятельность и судьбы жителей, экономика, благоустройство и облик города, общественно-политическая жизнь, быт и культура, связи с областью, страной и зарубежным миром. Хронику дополняют небольшие очерки о людях, коллективах и событиях.

Мы стремились раскрыть не только положительные стороны в жизни города, но и негативные моменты, т.е. показать жизнь такой, какова она в действительности. К сожалению, источники по советской истории, перегруженные сведениями о пленумах, конференциях, соцобязательствах и т.п., не всегда позволяли это сделать. Что касается указанных событий, по-своему отражавших дух и характер времени, мы даем о них сведения, но далеко не обо всех. Слабой изученностью и недостатком нужных данных объясняется некоторая неравномерность в полноте освещения событий за различные периоды. Авторам не всегда удавалось преодолеть и схематизм характеристик, в том числе городских деятелей. Скудные сведения сохранились о погибших от репрессий. Мы призываем новосибирцев, очевидцев и участников событий, их родственников передавать в Новосибирский государственный архив письма, воспоминания, фото и другие материалы по истории города, сведения о его людях.

Мы отказались от периодизации, которая использовалась при изучении истории СССР (город в годы нового революционного подъема, в годы первой мировой войны и т.п.) и приняли за основу выделения периодов крупные события в жизни населенного пункта: рождение поселка, город на правах неполного городового положения и т.д. События даются в хронологическом порядке, причем те из них, которые не имеют точной даты, растянуты во времени, называются в конце месяца, года, в рамках года или датируются временем сообщения о них в печати. Текст печатается по правилам современной орфографии, до 1 февраля 1918 г. даты даны по старому стилю. В списках Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров орденов Славы трех степеней, лауреатов Ленинской и Государственной премий указаны в основном лица, получившие высокие награды во время проживания в Новосибирске, боевые ордена - после призыва из Новосибирска, жившие или живущие в городе сегодня.

Предисловие, разделы и очерки за 1893 - октябрь 1917 г. написал член-кор. РАН Л.М.Горюшкин (руководитель авторского коллектива), ноябрь 1917 - 1927 г. - канд. ист. наук И.В.Павлова, 1928-1936 гг. - Л.С.Пащенко, 1937-1945 гг. - канд. ист. наук И.Ф.Цыплаков, 1946-1960 гг. - д-р ист. наук И.М.Савицкий, 1961-1968 гг. - канд. ист. наук Н.В.Куксанова, 1969-1975 гг. - канд. ист. наук Э.В.Васильевская, 1976-1980 гг. - канд. юр. наук Б.Л.Борисов, 1981-1992 гг. - Н.В.Безрядин при участии И.М.Савицкого (1985-1986 гг.), Н.В.Куксановой (1987-1988 гг.), Э.В.Васильевской (1988- 1990 гг.), И.В.Павловой (1991 - март 1993 г.). Основные сведения об Академгородке и деятельности ученых СО РАН подготовила канд. техн. наук Н.А.Притвиц. (В некоторых случаях материалы одного автора по соображениям целесообразности перенесены в раздел другого автора).

В выявлении документов принимали участие В.Л.Кузнецова и В.Г.Лац-Бер. В книге публикуются фотографии из фондов Новосибирского государственного архива, Областного краеведческого музея, Музея железнодорожного транспорта России (Санкт-Петербург) и частных коллекций. Фотографии подобрали Н.В.Безрядин и Н.А.Притвиц, несколько снимков для книги нашли B.C.Кириленко, И.В.Павлова и Е.В.Стригун. Более подробные подписи под фотографиями даны в тех случаях, когда о лицах или объектах, изображенных на них, в тексте мало сведений или нет совсем. Составители приложений - Б.Л.Борисов, Л.М.Горюшкин, Н.А.Притвиц и И.Ф.Цыплаков.

Авторский коллектив выражает благодарность всем организациям и лицам, чьи материалы использованы в книге. Огромную работу при подготовке и редактировании книги выполнила Т.Б.Мелкозерова. Для авторского коллектива много значили поддержка и советы В.И.Смирновой. Авторы выражают им сердечную признательность. Мы благодарны председателю Комитета Государственной архивной службы администрации Новосибирской области Г.А.Спицыной и директору Государственного архива Новосибирской области Р.К.Сухановой за большую помощь в подготовке книги.

Л.М.Горюшкин
---
ПРИМЕЧАНИЯ
 
---
[1] Иван Иванович Волколаков - старейший житель Новосибирска, удостоенный званий "Почетный железнодорожник" и "Отличный строитель". Избирался депутатом городского Совета. Его именем названа одна из улиц Железнодорожного района - бывшая Б. Лесная.
[2]Тимофей Степанович Фролов после работы на сооружении железнодорожного моста через Обь и Среднесибирского участка железной дороги в 1907 г. переехал на постоянное жительство в Новониколаевск. В годы гражданской войны участвовал в партизанском движении, а потом сдал экстерном экзамен на техника-строителя, работал в городском коммунально-хозяйственном отделе. В 1930-е гг. избирался депутатом горсовета. Умер в 1944 г.
[3]Российский государственный исторический архив, фонд 1287, опись 33, дело 3561, лист 18.
[4]Луначарский А.В. Месяц по Сибири. Л., 1929, с.13.
[5]Вечерний Новосибирск, 1987, 27 марта.

---
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
---
 
  1. Воспоминания о революционном Новониколаевске. - Новосибирск, 1959.
  2. Новосибирский научный центр / Под ред. проф. Г.С.Мигиренко. - Новосибирск, 1960.
  3. Из истории новосибирских заводов и фабрик. - Новосибирск, 1961.
  4. Н.Г.Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников. - Новосибирск, 1967.
  5. Новониколаевск, 1917. Хроника событий. - Новосибирск, 1967.
  6. Строкой отмеченное время. Хроника событий в Новосибирске. "Советской Сибири" - 50 лет. 1919-1969. - Новосибирск, 1967.
  7. Улицы расскажут вам... - Новосибирск, 1973.
  8. Цыплаков И.Ф. Сибиряки в огне войны. - Новосибирск, 1975.
  9. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом. - Новосибирск, 1978.
  10. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. - Новосибирск, 1978.
  11. Памятники Новосибирска. - Новосибирск, 1982.
  12. Академия наук СССР. Сибирское отделение. Хроника. 1957-1982. - Новосибирск, 1982.
  13. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А. Так начинался Новосибирск. - Новосибирск, 1983.
  14. Кузница степных кораблей. История Новосибирского производственного объединения "Сибсельмаш". - М., 1983.
  15. Гузеева В.Г. Семья Шамшиных. - М., 1983.
  16. Горюшкин Л.М. Рождение города на Оби. - Новосибирск, 1983.
  17. Гордин А. Над широкой Обью. - Новосибирск, 1983.
  18. Новосибирск театральный. - Новосибирск, 1983.
  19. В Новосибирск пришло метро. Очерки. Стихи. Хроника. - Новосибирск, 1986.
  20. Баландин С.Н. История градостроительства, 1945-1985. - Новосибирск, 1986.
  21. Под гвардейскими знаменами. Воспоминания фронтовиков. - Новосибирск, 1987.
  22. Хроника Новосибирской организации КПСС, 1891 - июнь 1941. - Новосибирск, 1988.
  23. Ромм Валерий. Большой театр Сибири. - Новосибирск, 1990.
  24. Баландин С. А.Д.Крячков. Сибирский архитектор. - Новосибирск, 1991.
  25. Справочник по городу Ново-Николаевску. К 100-летию города. - 3-е изд. - Новосибирск, 1992.

Источник: Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893-1993 / Отв. ред. Л.М.Горюшкин. - Новосибирск: Наука, 1993. - С.5-16, 472.
Шифр ГПНТБ СО РАН: Г94-900 кх
Храм

 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 

[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:48:42 2019. Размер: 70,467 bytes.
Посещение N 12796 с 03.04.2009