Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Приоритеты науки и высшей школы Сибири (2004)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
ПРИОРИТЕТЫ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ
 
ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИБИРСКОГО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
*
 
Доклад на Общем собрании Сибирского отделения РАН
10 декабря 2004 года

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» сформулирована стратегия инновационного развития нашей страны и поставлена задача развития национальной инновационной системы.

Формирование такой системы происходит на основе избранных приоритетов и объединения научно-технического и инновационного потенциалов регионов России. Такая деятельность в субъектах Российской Федерации имеет первостепенное значение для перехода экономики страны на инновационный путь развития, хотя законодательная основа такой деятельности в субъектах Федерации в последнее время ослаблена.

Сибирский регион играет исключительную роль в развитии экономики России, прежде всего топливно-энергетического, лесного, транспортного комплексов. Вместе с тем масштабы территории и природно-климатические условия Сибири обуславливают высокую капиталоемкость любого развиваемого тут производства. Помимо сырьевых направлений, рентабельными здесь могут быть только высокотехнологичные наукоемкие производства, как подчеркнуто в «Стратегии экономического развития Сибири». Базой такого производства могут стать наукоемкие предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса, опирающиеся на науку, например при создании новых видов вооружений и военной техники, которые составляют основу национальной безопасности страны.

Сложившийся на сегодня сибирский научный потенциал распределен по территории региона неравномерно и представлен в основном научными центрами и институтами СО РАН, ведущими вузами Сибири и научно-техническими организациями закрытых административно-территориальных образований.

Научные институты СО РАН, ряд крупных отраслевых и вузовских организаций Сибирского региона способны выполнять полный цикл исследований с опытной отработкой технологий, осуществлять серийный (малые и средние серии) выпуск приборов, оборудования, новых материалов, демонстрируемых в Выставочном центре СО РАН.

Проблема в том, что существующая нормативно-правовая база не в полной мере обеспечивает использование научно-технического потенциала для активизации инновационной деятельности в регионе. Вместе с тем, оживление рынка отечественного производителя в последние годы позволяет реализовывать различные формы сотрудничества с российскими предприятиями и совместно с ними создавать как отечественные производственные компании, так и совместные с зарубежными фирмами.

Неотъемлемой частью сибирского научного комплекса является Новосибирский государственный университет, ставший основой системы подготовки кадров высшей квалификации для исследовательских организаций, многих предприятий, управленческих структур, вузов и бизнеса региона. Положительный опыт подготовки кадров высшей квалификации совместно с вузами накоплен также в научных центрах Томска, Красноярска, Иркутска и других городов Сибири. Среди питомцев этих центров - сотни ученых с мировым именем, академики и члены-корреспонденты РАН, тысячи докторов и кандидатов наук.

В Сибирском регионе сформированы тесные связи между наукой, образованием и производством. Достаточно вспомнить многолетнюю совместную деятельность научных организаций, вузов и предприятий региона по комплексной региональной программе «Сибирь» и проведение в ее рамках всесоюзных, а затем всероссийских конференций по развитию производительных сил Сибири. Многие из рекомендаций этих конференций затем попадали в государственные планы и были успешно реализованы.

Многие годы слаженно функционируют международные исследовательские центры по важнейшим направлениям, в которых сибирская наука занимает передовые позиции в мире. Задолго до появления федеральной программы «Интеграция» был накоплен положительный опыт деятельности региональных научно-образовательных комплексов, созданных в 1991 году в соответствии с распоряжением Президента РСФСР в Омске, Красноярске и Барнауле.

В последние годы (уже в рамках Федеральной целевой программы по интеграции науки и высшего образования) созданы и работают сотни совместных кафедр в вузах и исследовательских институтах, десятки научно-образовательных центров и совместных лабораторий по приоритетным направлениям науки, центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, совместные экспериментальные и полевые станции и полигоны, научно-технические парки, студенческие бизнес-инкубаторы и многое другое. Я думаю, сегодня эти совместные структуры будут упомянуты не один раз в выступлениях представителей регионов. Их нужно всячески поддерживать и развивать, модифицируя с учетом современных мировых тенденций и с ориентацией на самый высокий мировой уровень. Учитывая, что мы находимся в Сибири, другого уровня мы себе позволить не можем.

Развитие научно-образовательных центров возможно и необходимо в двух направлениях: междисциплинарные научно-образовательные центры и инновационные научно-образовательно-производственные комплексы.

Примером по первому направлению может являться международный научно-образовательный центр «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» при Новосибирском госуниверситете, руководимый академиком В.В.Болдыревым. Это междисциплинарный центр, в котором взаимодействуют 4 факультета, 21 кафедра и 11 институтов. Здесь современные методики исследований гармонично сочетаются с высоким уровнем образования в приоритетных областях химии, биологии и геологии. Показательно, что в этом относительно «молодом» центре сегодня обучаются не только российские студенты и аспиранты, но и граждане из СНГ и даже развитых стран, а также проходят переподготовку учителя школ. Обучение здесь является активным, т.е. происходит в процессе исследований и «деловых игр». Это также центр коллективного пользования, в котором дорогое оборудование применяется для междисциплинарных научных исследований.

Пример научно-образовательно-производственного (инновационного) центра - Томский межведомственный научно-образовательный центр, включающий студенческий бизнес-инкубатор. Годичный оборот центра по реализации новых наукоемких технологий превышает несколько миллиардов рублей.

Такова общая ситуация. Но сейчас наступил момент, когда наше сотрудничество может выйти на новый виток развития. Известно, что приближается юбилей - 50-летие со дня создания Сибирского отделения Российской академии наук. Исходя из этого, вначале губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский, а затем президент РАН Ю.С.Осипов и полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевский обратились к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с предложением подготовить и реализовать национальную программу развития Сибирского научно-производственного комплекса до 2020 года, основываясь на положительном опыте Сибирского отделения РАН и имеющихся там наработок в инновационной сфере.

Н.Л.Добрецов и А.А.Фурсенко в Выставочном центре СО РАН (2003)
В Выставочном центре СО РАН. Во время приезда в Новосибирский академгородок
в сентябре 2003 года А.А.Фурсенко, тогда первого заместителя министра
промышленности и науки.

Предложения получили поддержку В.В.Путина, который дал соответствующие поручения Правительству РФ. В сентябре этого года Министерство образования и науки РФ и ряд других министерств и ведомств Российской Федерации получили резолюцию М.Е.Фрадкова совместно с РАН разработать и внести в Правительство РФ проект концепции программы, обеспечивающей инновационное развитие Сибирского научно-производственного комплекса.

Сегодня такая концепция разработана, согласована и представлена министром Минобрнауки РФ А.А.Фурсенко в Правительство РФ. На основе последней резолюции вице-премьера А.Д.Жукова потребовалась некоторая доработка концепции до февраля 2005 г. Реализация программы планируется в три этапа: 2005-2006 гг., 2007-2008 гг., 2009-2010 гг., в основном в течение пяти лет (2006-2010 гг.)

Предполагается, что система мероприятий программы будет включать три основных направления:

1. Развитие фундаментальной науки и образования.

2. Реализация крупных инновационных проектов национального масштаба.

3. Создание элементов региональной инновационной инфраструктуры.

Развитие фундаментальной
науки и образования

По этому направлению предусматривается:

- проведение ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, имеющих первоочередное значение для развития науки, технологий и техники;

- модернизация экспериментальной базы науки и образования - государственная поддержка и развитие крупных исследовательских установок национального масштаба, создание на их базе центров коллективного пользования;

- развитие международных исследовательских центров на базе институтов СО РАН и вузов Сибири, имеющих высокий международный рейтинг и предусматривающих создание условий для работы в этих центрах ведущих ученых, в том числе зарубежных;

- формирование интегрированных научно-образовательных структур с учетом имеющегося опыта работы региональных научно-образовательных комплексов, созданных на территории Сибири;

- государственная поддержка и развитие системы непрерывного университетского образования, широкое распространение положительного опыта подготовки кадров Новосибирским государственным университетом: всесибирские олимпиады, подготовка специалистов в системе «физико-математическая школа - колледж информатики - университет - магистратура и аспирантура в академических институтах СО РАН», в частности, планируется создание филиалов физматшколы в ряде научных центров СО РАН и, возможно, филиалов НГУ, расширение переподготовки кадров на базе ведущих вузов Сибири с адресной ориентацией на науку и промышленность;

- целенаправленная политика привлечения и закрепления в сфере исследований и разработок молодых научных кадров, предусматривающая увеличение приема в аспирантуру, увеличение стипендиальных фондов, конкурсы проектов молодых ученых, комплексные подходы к решению жилищной проблемы молодых семей и ряд других мероприятий;

- создание условий для творческого роста молодых ученых, в том числе в рамках системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационной деятельности (студенческие бизнес-инкубаторы, малые предприятия, создаваемые группами выпускников вузов и т.д.).

Реализация крупных инновационных проектов
национального масштаба

По этому направлению предусматривается реализация крупных проектов национального масштаба в интересах инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса на базе разработок институтов СО РАН, вузов, научно-исследовательских институтов и организаций оборонно-промышленного комплекса, находящихся в регионе. Среди них:

- технологии силовой электроники (сотрудничество с Федеральным агентством по атомной энергии); развитие уже существующей программы «Силовая электроника Сибири» (СО РАН, администрация Новосибирской области, Росатом);

- катализаторы и каталитические технологии нового поколения для нефтехимии (совместно с нефтяными компаниями в рамках развития мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив»), водородной энергетики и топливных элементов (совместно с ОАО «Норильский никель»);

- электронно-лучевые и лазерные технологии для промышленных предприятий, телекоммуникаций и здравоохранения, в том числе лазерные комплексы для резки и сварки металлов (совместно с сибирскими предприятиями, компанией «Сибирь» и др.);

- современные информационные продукты и технологии (совместно с софтовыми компаниями);

- биотехнологии для медицины и сельского хозяйства: производствопринципиально новых медицинских препаратов и диагностикумов, созданиегенетически измененных сельскохозяйственных культур;

- производство новых материалов, прежде всего технических кристаллов, композитов;

- углубленная переработка ископаемого и возобновляемого сырья;

- интеллектуальные высокоточные системы вооружения и средства борьбы с терроризмом.

Для большинства предложенных проектов есть существенный задел и накоплен положительный опыт. На каждый проект планируются сотни миллионов бюджетных средств, еще больше - вложения инвесторов и высокие нормативы эффективности.

Создание элементов региональной
инновационной инфраструктуры

С привлечением ресурсов государственно-корпоративного партнерства надо создать развитую инфраструктуру регионального сегмента национальной инновационной системы. Основой сегмента могут служить территории со сложившимся высоким уровнем развития интеллектуального и производственного потенциала, прежде всего академгородки в Новосибирском, Томском, Красноярском и Иркутском научных центрах СО РАН. На этой базе могут быть отработаны механизмы инновационного взаимодействия академических институтов и вузов с высокотехнологическими предприятиями.

В рамках этого направления необходимо предусмотреть: - тиражирование положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры - центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, студенческих бизнес-инкубаторов и других элементов инфраструктуры, обеспечивающих вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции;

- поддержку территориальных образований с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала, в том числе наукоградов и ЗАО (Кольцово, Северск и др.), создание на их базе территориальных и отраслевых высокотехнологичных кластеров и зон инновационного развития с целью ускоренной разработки, производства и выведения на рынок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

- развитие системы региональных венчурных фондов с целью привлечения внебюджетных ресурсов для реализации высокорентабельных инновационных проектов, организацию системы их страхования;

- формирование системы международных инновационных центров и совместных с зарубежными партнерами предприятий, в том числе в рамках соглашения с Китайской академией наук;

- совершенствование переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной областях, в том числе в сфере малого инновационного предпринимательства.

Реализация этого направления связана с разработкой и принятием нормативных и законодательных актов, проведением экспериментов и осуществлением ряда пилотных проектов.

Оценивая возможности реализации намеченной программы, следует отметить, что сегодня институты Сибирского отделения РАН предлагают к широкому использованию более 350 разработок. Их перечень с краткими аннотациями и коммерческими предложениями опубликован в виде специального сборника и размещен на сайте СО РАН в сети Интернет. Наиболее крупные из разработок, которые могут оказывать влияние на ряд отраслей хозяйства Сибири в рамках нашей программы, предполагается реализовать совместно с производственными фирмами в течение 3-5 лет в виде вышеназванных мегапроектов. Более частные решения под силу малым предприятиям, развитие которых предполагается на территориях зон инновационного развития. Значительное число разработок могут предложить сибирские вузы и государственные научные центры.

Интеграция СО РАН и вузов

Возвращаясь к первому направлению программы, которое может стать основным «полем» интеграции научных и вузовских организаций, хочу остановиться подробнее на его основных составляющих. Интеграция может охватывать широкий спектр ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, инновационную деятельность, экспертные и консалтинговые услуги и образовательную деятельность.

Опыт работы СО РАН и анализ мировых тенденций показывают, что прорывы достигаются на стыках наук, когда для решения проблемы объединены усилия ученых разных специальностей.

В этом плане сегодня наиболее актуальны:

- создание интенсивных источников излучения для их применения в различных областях науки, новых технологиях, охране окружающей среды и медицине (проект «Лазер на свободных электронах»);

- разработка физико-химических основ создания фотонно-кристаллических структур и способов управления их свойствами (проект «Фотонные кристаллы»);

- теоретические и экспериментальные исследования физики процессов формирования наносистем и использования их для управления структурой конструкционных, в том числе композиционных и керамических, материалов, а также свойствами покрытий (проект «Наносистемы и наноматериалы»);

- теоретические и экспериментальные исследования термодинамики ивнутренней аэродинамики для создания эффективных двигателей летательныхаппаратов следующего поколения (проект «Аэродинамика и новые двигатели»);

- создание теории и технологий параллельных вычислений для широкого класса научных и производственных задач (проект «Параллельные вычисления»);

- исследование термических и каталитических превращений углеводородов и иных органических соединений с целью разработки методов и технологий оптимального использования и глубокой переработки ископаемого и возобновляемого сырья, в том числе биоотходов (проект «Каталитические технологии»);

- изучение элементарных физико-химических процессов в целях синтеза и дизайна нанодисперсных систем и специальных материалов (проект «Молекулярный синтез и дизайн»);

- исследования в области тонкого органического синтеза на основе синтонов различного происхождения с целью разработки принципиально новых лекарственных и биологически активных веществ и технологий их производства (проект «Органический синтез и новые лекарственные вещества»);

- структурно-функциональная организация геномов человека, животных и растений. Создание геномных и клеточных технологий для медицины и агропромышленного комплекса и разработка систем биобезопасности (проект «Генные технологии»);

- прикладная экология: исследование устойчивости природных экосистем и факторов их нестабильности (проект «Прикладная экология»);

- изучение современных геодинамических полей в верхней оболочке Земли и на ее поверхности с целью повышения достоверности прогноза и развития методов предупреждения природных и техногенных катастроф (проект «Прогноз динамических катастроф»);

- происхождение жизни на Земле и проблемы накопления древних бактериальных углеводородов, расширяющих перспективы докембрийских нефтей (проект «Эволюция биосферы и древние углеводородные скопления»);

- региональная безопасность: взаимодействие народов, культур, религий в Сибири (исторический опыт, современное состояние и перспективы) (проект «Региональная безопасность»);

- Сибирь как фактор экономического и социального развития России (проект «Сибирь и развитие России»).

Н.Л.Добрецов, Ю.С.Осипов, Н.С.Диканский
Наука и образование - плечом к плечу. Слева направо: председатель СО РАН
академик Н.Л.Добрецов, президент РАН академик Ю.С.Осипов,
ректор НГУ член-корреспондент РАН Н.С.Диканский.

Я назвал 14 направлений и вероятных проектов, но могут быть предложены еще 3-5 проектов или уже перечисленные разбиты еще на 2-3 проекта.

По всем этим направлениям институты СО РАН занимают лидирующие позиции в нашей стране, а их работы широко известны в мире. Их осуществление позволит сделать серьезный вклад в большинство критических технологий, утверждаемых Правительством. Вузы могут принять участие в перечисленных проектах или предложить ряд своих, в которых будут задействованы институты СО РАН.

Десятилетний опыт СО РАН по успешной реализации интеграционных проектов показал, что с учетом вложений собственных средств институтов каждый проект может быть успешно выполнен при дополнительном финансировании порядка 3-5 млн руб. в год. Всего можно предложить до 30 проектов ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, связанных с критическими технологиями. На их реализацию потребуется дополнительно около 150 млн руб. в год.

Широким полем для интеграции академической науки и вузов может стать консалтинговая и инновационная деятельность. Здесь нам поможет государственный Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). В письме, которое СО РАН получило накануне Общего собрания, И.М. Бортник предлагает организовать работу институтов СО РАН и университетов Сибири по представлению заявок на начальные стадии инновационных проектов в рамках новой программы «СТАРТ-5».

Реализация планов развития Сибирского научно-производственного комплекса во многом сдерживается отсутствием необходимых кадров, владеющих современными методами наукоемкого производства. В Сибири имеется успешный опыт создания в начале 1990-х годов в соответствии с распоряжениями Президента РСФСР от 1991 года региональных научно-образовательных комплексов (РНОК) в Барнауле, Красноярске, Омске.

Наиболее продуктивно работал РНОК в Красноярске, где по решению совместного совета на базе созданного краевой администрацией фонда были реализованы на конкурсной основе многие проекты, имеющие важное научное и прикладное значение.

В новых условиях такие интеграционные комплексы могут быть преобразованы в специализированные научно-образовательно-производственные комплексы (НОПК) с включением в их состав помимо академических предприятий и вузов ведущих предприятий региона, центров трансфера технологии, бизнес-инкубаторов и других инновационных структур. Юридической формой таких интеграционных образований может стать некоммерческое партнерство, но они способны работать и без образования юридического лица.

Основные задачи НОПК - вузовская и послевузовская подготовка и переподготовка кадров специалистов, отвечающих международному уровню. Поэтому каждый НОПК должен обладать современной экспериментальной и производственной базой.

Финансирование деятельности НОПК может осуществляться в основном из средств заинтересованных в кадрах предприятий и из других региональных источников. Поддержка федерального центра может состоять в создании небольшого начального фонда жилья гостиничного типа или общежитий для приезжающих иногородних студентов и специалистов стоимостью до 50 млн руб. на каждый комплекс.

Так, в г. Омске может быть образован НОПК в области нефтепереработки и нефтехимии. В его состав могут войти Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, Омский госуниверситет, Омский технический университет, а также ОАО «Сибнефть-ОНПЗ», ОАО «Технический углерод», ОАО «Омский каучук» и ОАО «Омскшина».

На первом этапе планируется также создать в Красноярске НОПК по проблемам глубокой переработки ископаемого и возобновляемого сырья Сибири с участием институтов Красноярского научного центра СО РАН, Красноярского госуниверситета и ряда технических вузов города, а также ФГЦП «Горно-химический комбинат», ОАО ГНК «Норильский никель», Красноярского завода цветных металлов и других предприятий края.

Я уже говорил о действующих комплексах в Новосибирске и Томске. Могут быть созданы также НОПК в Кемерове (уголь и углехимия, биомедицинские технологии), Якутске (техника и технологии «в северном исполнении»), Тюмени (нефть, геокриология), Иркутске, Улан-Удэ, Барнауле. Всего на поддержку НОПК требуется не менее 100 млн руб. в год.

Международные научные центры и ЦКП

Важным фактором подготовки кадров высшей квалификации является участие студентов и молодых российских ученых в работе 16 международных научных центров (МНЦ), созданных в Сибири в соответствии с постановлением Совета Министров СССР N 525 от 26 мая 1990 года «О развитии Сибирского отделения Академии наук СССР на период до 2000 года» на базе институтов СО РАН, занимающих передовые позиции в мировой науке. Международные научные центры были образованы с целью привлечения ведущих зарубежных ученых к работе на имеющихся установках национального масштаба (ускорители элементарных частиц, солнечный радиотелескоп и др.), для исследования уникальных природных объектов (оз. Байкал, бореальные леса Сибири, вечная мерзлота и т.п.) или для совершенствования новых технологий (исследование и испытание катализаторов, методы томографии и др.). Положительным в деятельности международных научных центров для российских ученых является: приток к исследованиям в России лучших зарубежных ученых (обладателей или участников грантов), возможность использования привозимых в нашу страну современных приборов и методик, совместное получение международных грантов, стажировка молодых научных сотрудников и обучение студентов в рамках совместных проектов и на современном оборудовании, расширение возможностей публикаций в ведущих зарубежных журналах, привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

Более десяти лет работы МНЦ показали эффективность этой формы сотрудничества. Необходима правовая поддержка их деятельности, в первую очередь таможенные льготы для временного ввода оборудования, и адекватная финансовая поддержка исследований российской стороной, для этого потребуется порядка 150 млн руб. в год (поддержка летних школ, полевых исследований, строительство арендного жилья для приезжающих на длительный срок зарубежных ученых), т.е. около 10 млн руб. в год на каждый МНЦ.

Часть таких центров уже функционируют как центры коллективного пользования или перерастают в них (например, Сибирский центр синхротронного излучения, в котором созданы 10 экспериментальных станций разного назначения, Байкальский международный центр экологических исследований, Алтайский международный центр гуманитарных и биосферных исследований, Международный центр по исследованию и испытанию катализаторов и др.).

Развитие науки и подготовка кадров для освоения прорывных технологий возможны только при регулярном обновлении научных приборов и оборудования. Известно, что современные научные приборы морально устаревают за 7-10 лет. По расчетам экспертов - для полного обновления аналитических приборов и оборудования в 86 институтах СО РАН необходимо порядка 200 млн дол. США.

С целью экономии средств, интенсификации использования приборов и обеспечения доступа к современной приборной базе сторонних исследователей в СО РАН создана распределенная сеть центров коллективного пользования во всех городах, где расположены научные центры СО РАН. С учетом работы ЦКП требуемая сумма может быть уменьшена до 100 млн или 12-15 млн дол. в год. С 2003 года в СО РАН начата такая программа системного обновления приборной базы, однако бюджетных и внебюджетных средств Отделения не хватает для выхода на вышеуказанный цикл обновления. Развитие существующих и создание новых ЦКП необходимо ориентировать на совместную с вузами работу. Для их поддержки требуется дополнительное бюджетное финансирование порядка 6 млн дол. (180 млн руб.) в год и около 3 млн дол. (90 млн руб.) в год для вузов.

В СО РАН созданы и функционируют 22 комплекса исследовательских установок национального масштаба. Среди них комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок ИТПМ, ускорительно-накопительные комплексы ИЯФ и мощный лазер на свободных электронах ИЯФ и ИХКГ, установки ИСЗФ и ИКФИА (Сибирский солнечный радиотелескоп, установка регистрации широких атмосферных ливней и т.д.), расположенные от пос. Тикси на севере до монгольской границы на юге, Суперкомпьютерный центр ННЦ СО РАН и др. Их балансовая стоимость к 2002 году составляла около 15 млрд руб., а годовая стоимость содержания и эксплуатации - порядка 100 млн руб.

Минобрнауки РФ оказывает некоторую финансовую помощь в содержании уникальных научных установок, часть средств удается получать за счет работы на них зарубежных ученых, однако полностью отсутствуют средства для капитального ремонта и обновления комплектующих. Для поддержания всех установок в рабочем состоянии необходимо дополнительно как минимум 100 млн руб. в год, т.е. в целом для обновления приборного парка и научного оборудования требуется дополнительно около 250 млн руб. в год и 100 млн руб. для вузов.

Развитие НГУ и академических вузов

При организации в 1957 году Сибирского отделения АН СССР в его основу были заложены необычные для Академии наук того времени три равноправных принципа, составившие так называемый «треугольник Лаврентьева». Коротко это звучало так: «наука - внедрение - кадры». До сих пор эти направления в работе Отделения являются главными, что помогло ему пережить трудное время перестройки и органично «вписаться» в новую рыночную экономику.

Новосибирский государственный университет был создан практически одновременно с Сибирским отделением АН СССР. Он стал основой системы подготовки кадров не только для науки, но и для многих предприятий, управленческих структур и бизнеса региона. НГУ создавался с учетом передового отечественного опыта (Московский физико-технический институт, где обучение с первых курсов велось с участием сотрудников и на базе научного оборудования академических институтов). Такой небольшой университет, как НГУ (4500 студентов), сформировал около 40% кадров СО РАН, обеспечивает высокопрофессиональными специалистами вузы (в частности, математиками) и предприятия различных сфер бизнеса Сибири. Из 873 молодых специалистов, принятых в институты РАН в 2003 году, около 300, т.е. 34%, составляют выпускники НГУ.

Для очередного витка развития науки и образования в Сибирском регионе требуется осуществление ряда целенаправленных мероприятий:

1) совершенствование системы непрерывного университетского образования;

2) широкое распространение положительного опыта подготовки кадров на базе непрерывной системы образования в НГУ и других ведущих университетах Сибири;

3) увеличение магистратуры и аспирантуры в НГУ, ведущих вузах и (или) академических институтах; необходимо к 2010 году довести число аспирантов в СО РАН и сопряженных университетах до 10 тыс;

выделение целенаправленных средств на развитие материально-технической базы университетов, прежде всего НГУ. Речь идет о строительстве главного корпуса НГУ, общежития для аспирантов НГУ - СО РАН, а также общежития для учащихся физико-математической школы (ФМШ) при НГУ. Примерная стоимость данного проекта составляет 1-1,5 млрд руб., т.е. по 200-300 млн руб. в год в течение пяти лет. Дальнейшее использование этого положительного опыта предусматривает создание филиалов ФМШ НГУ в Иркутском, Омском и Бурятском научных центрах и расширение междисциплинарного сотрудничества с классическими университетами (ИГУ, ОмГУ, БГУ). На эти цели потребуется дополнительно около 30 млн руб.

Лауреаты премий имени выдающихся ученых СО РАН
Снимок на память. После вручения дипломов молодым ученым -
лауреатам премий имени выдающихся ученых СО РАН.

В настоящее время особенно остро перед государством стоит проблема привлечения и закрепления молодежи в сфере науки и образования. Успешное решение ее в Сибирском регионе требует, во-первых, юридического оформления и финансового обеспечения проточной системы аспирантуры СО РАН, во-вторых, целевой финансовой поддержки действующей системы молодежных научных конкурсов и олимпиад, в-третьих, строительства домов для молодых ученых на основе успешно апробированной системы адресного кредитования.

Кредитование молодых ученых при покупке (или строительстве) жилья осуществлено в Новосибирском научном центре совместно с администрацией Новосибирской области. При этом 95% кредитных ставок оплачивают Президиум СО РАН, администрация области и институты. За последние два года такие кредиты получили 178 чел., из них 72 для получения дешевого жилья (менее 6 тыс. руб. за 1 м2) в молодежном доме в г. Бердске.

Заслуживает также внимания путь, по которому пошли в Иркутском научном центре. Там молодежь получила квартиры в порядке так называемых жилищных цепочек, в начале которых стояло инновационное строительство, оплаченное институтами и ведущими специалистами. За счет этого молодые ученые и их семьи получили новые квартиры.

Реализация программы развития Сибирского научно-производственного комплекса может предоставить нам и другие возможности, в частности совместное с вузами строительство и эксплуатация общежитий для студентов и малосемейных домов для магистрантов, аспирантов и молодых научных специалистов.

Финансовое обеспечение всей программы развития Сибирского НПК предполагается из многих источников. Это средства федерального бюджета, включая централизованные капитальные вложения; средства федеральных органов исполнительной власти, выделяемые на выполнение мероприятий в рамках других программ, которые реализуются в регионе; средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов и внебюджетные источники, включая собственные средства предприятий, в том числе заинтересованных компаний; зарубежные инвестиции и средства из других источников. При этом доля внебюджетного финансирования должна составлять значительную часть от общего объема средств на реализацию программы.

Общий объем финансирования программы ориентировочно оценивается в 25-30 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме не менее 2 млрд руб. в год на пять лет (параметры уточнятся при разработке проекта программы и ее программных мероприятий).

Ожидаемыми результатами программы будут обеспечение ускоренного перевода промышленности Сибирского региона на новый технологический уровень, за счет чего увеличится объем производства и экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции на базе созданных условий для освоения новых технологий. Прогнозируется увеличение производства наукоемкой продукции к 2010 году до 1 млрд дол. только в ННЦ, и столько же может быть получено в других научных центрах СО РАН.

Мы надеемся, что предлагаемая программа послужит толчком для нового витка развития в Сибири фундаментальной науки и образования.

Вместе с тем я не могу не сказать о тех трудностях, с которыми в последнее время сталкивается не только Сибирское отделение, но и Российская академия наук в целом. Прежде всего это принятые поправки к налоговому законодательству в части налога на имущество и землю. Проекты этих поправок исключали какие-либо льготы для науки. Чрезвычайными усилиями руководства Академии удалось добиться некоторых послаблений на стадии рассмотрения законов в Совете Федерации. Налогом не будут облагаться в течение двух лет имущество РАН, используемое для научных исследований, а также земли, занимаемые зданиями и сооружениями, предназначенными для научно-исследовательской деятельности. Обещанная полная компенсация этих налогов, как и следовало ожидать, вызывает большие трудности. Только в 2004 году по налогу на имущество налоговые инспекции предъявили СО РАН иск более чем на 70 млн руб., из которых 50 млн будут компенсированы только в следующем году.

Руководство РАН ищет пути выхода из создавшегося положения. Ясно, что по налогу на землю в наиболее трудном положении могут оказаться региональные отделения РАН, имеющие в своем составе крупные территориальные образования - академгородки, а также ботсады, экспериментальные хозяйства, обсерватории и др. Исходя из сложившейся ситуации, мы должны со всей серьезностью вновь рассмотреть перечень принадлежащих СО РАН земель и имущества и освободиться от всего лишнего. Мы должны плотно поработать в этом направлении с органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов, постараться найти там понимание и помощь в вопросах, представляющих угрозу не только для развития, но и для самого существования научно-образовательного комплекса в Сибири. Нам нужно принять срочные меры по более эффективному управлению имуществом. Страна и Сибирь, наука и общество находятся на распутье: либо будет осуществлено эффективное развитие научно-образовательного комплекса, либо станут преобладать отрицательные мотивы, ведущие к разрушению.

В этих трудных условиях исключительно важны единство научного сообщества, активная работа на всех уровнях, закрепление и развитие положительного опыта. И я сохраняю осторожный оптимизм: пробьемся!


* Наука в Сибири. 2004. N 49.
 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Приоритеты науки и высшей школы Сибири в контексте формирования и реализации Национальной программы развития Сибирского научно-производственного комплекса: доклад на Общем собрании Сибирского отделения РАН 10 декабря 2004 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.462-477.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (76,668 bytes)
Посещение 3898 с 25.01.2010