Лаврентьев М.А. "...Прирастать будет Сибирью" (Новосибирск, 1982) - Молодым - дорогу в науку (стр. 85-100)
Навигация

ОГЛАВЛЕНИЕ
©1980 «Молодая гвардия»
©1982 Зап.-Сиб. кн. изд-во
М.А.Лаврентьев | Биобиблиография
Лаврентьев М.А.
...Прирастать будет Сибирью
Источник
 
Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1982  
 
[оглавление] [вступление] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
 
 5. МОЛОДЫМ - ДОРОГУ В НАУКУ

Огромный резерв науки заключен в правильном сочетании научной молодежи, ее творческой активности с мудростью и опытом старшего поколения. Здесь, как в атомном реакторе, есть некоторая критическая масса, когда «мало - плохо» и «много - плохо». Найти, угадать, почувствовать нужный рубеж - в этом состоит талант ученого-руководителя. Но еще больше талант нужен для того, чтобы выискивать способную молодежь, давать ей необходимые знания, вовлекать ее в работу по поиску научных истин, направлять ее.

В своих воспоминаниях академик С.Ф.Ольденбург приводит замечательные слова В.И.Ленина, показывающие, какое огромное значение уделял Владимир Ильич подготовке научной молодежи. «...Подготовка ученого, вы сами знаете, дело долгое и очень трудное, особенно в наше время... Необходимо, чтобы вы пожили подольше, - В.И.Ленин при этом улыбнулся, - а затем необходимо, чтобы вы не жалели сил и времени на подготовку смены себе, новых научных кадров».

Для Сибири и Дальнего Востока нужно много ученых по фундаментальным наукам - математике, физике, химии, биологии, нужны инженеры по новой технике. Нуждался в них и молодой научный центр в Новосибирске. В первые годы еще можно было рассчитывать на привлечение новых сотрудников из Москвы и Ленинграда и из других центральных городов. Правительство очень облегчило нам эту задачу, предоставив СО АН право первоочередного отбора молодых специалистов, оканчивающих институты. Был также оговорен порядок, что пожелавшие работать в Сибирском отделении научные сотрудники из любого города должны были беспрепятственно отпускаться с прежнего места работы. Все это обеспечило первую «порцию» способной молодежи, переехавшей в академгородок.

Но чтобы приток кадров был постоянным, необходимо было организовать их подготовку на месте. И все условия для этого созрели: в Новосибирске, городе с миллионным населением, до тех пор не было университета, а появившиеся здесь коллективы ученых могли обеспечить высокий уровень преподавания по всем основным наукам.

Создание Новосибирского университета (НГУ) в первые же годы существования Сибирского отделения явилось важным шагом в осуществлении одного из главных наших принципов - сочетать научные исследования с подготовкой кадров для науки, высшей школы и промышленности Сибири.

Исторически сложилось так, что ученые в нашей стране разделены на три отряда: Академию наук, отраслевую науку (это научно-исследовательские организации различных министерств) и вузовскую науку. Причем Академия наук долгое время не имела никакого отношения к подготовке кадров, поскольку это было монополией высших учебных заведений. Между тем еще М.В.Ломоносов прозорливо утверждал, что «регламент академический таким образом сочинен и положен быть должен... дабы Академия не токмо сама себя учеными людьми могла довольствовать, но и размножать оных и распространять по всему государству».

Идея соединения высшей школы с наукой в нашей стране начала по-настоящему развиваться сразу после окончания войны, когда перед наукой были поставлены три огромные задачи: создание ядерной энергетики, ракетной и вычислительной техники. Чтобы действительно выйти вперед по этим направлениям, пришлось «мобилизовать» многих специалистов, способных быть полезными: наиболее активных профессоров Московского, Ленинградского, Харьковского и других университетов, крупных инженеров из МВТУ и других вузов.

На этом этапе, надо прямо сказать, наука оголила многие вузы. В то же время стало ясно, что эти новые направления будут быстро развиваться и потребуют с течением времени все больше и больше кадров. Что было делать? Ведь история не идет вспять! В университетах бесполезно создавать мощные лаборатории или сложные современные установки для обучения студентов - они уже через три-пять лет отстанут от уходящего вперед фронта науки, и дорогостоящие лаборатории превратятся в склад устаревшего оборудования. Значит, надо было поступить иначе - не пытаться вернуть университетам их прежнюю роль главных научных центров, а, наоборот, при существующих научных центрах создавать высшие учебные заведения. И тогда была выдвинута идея создания Московского физико-технического института (физтеха) - вуза особого типа. В чем его особенность?

Первое. В нем преподавали крупнейшие ученые. Независимо от того, где они работали и сколько получали, они привлекались в физтех на штатную работу, заведовали кафедрами.

Второе. Они привлекали в физтех на тех же условиях своих наиболее сильных, уже сложившихся учеников, чтобы те при необходимости их заменяли, вели упражнения, возили молодежь по предприятиям.

И третье, самое существенное: с третьего курса все физтеховцы начинали работать на тех предприятиях и в тех институтах, где работали их профессора, возглавлявшие крупные научные и научно-технические направления.

Так что, когда создавался академгородок, определенный опыт уже был. И было видно, что эта новая система полностью себя оправдывает.

В Новосибирске нам была предоставлена уникальная возможность - создать высшее учебное заведение, идеально приспособленное для соединения образования с наукой. Мы постарались полностью использовать опыт, накопленный в этом направлении физико-техническим институтом, Московским и Ленинградским университетами. Для этого были все условия, так как среди организаторов НГУ были и организаторы физтеха, и ученые, помногу лет преподававшие и в нем, и в столичных университетах.

Подготовка молодежи для работы в науке не терпела промедления, поэтому университет был открыт в 1959 году - раньше многих институтов отделения. Первый набор был невелик - 200 человек первокурсников, 50 человек переведенных на второй курс из других вузов и 100 человек на вечернем отделении (это была в основном молодежь, строившая академгородок). Занимались и слушали лекции в здании школы (корпус НГУ еще строился), а жили первую осень в палатках (общежития еще не были сданы в эксплуатацию).

Возглавлял университет академик И.Н.Векуа, в качестве проректора пригласили из Москвы одного из организаторов и работников физтеха, Б.О.Солоноуца. В совет университета вошли крупные ученые - практически все работавшие тогда в Новосибирске академики и члены-корреспонденты Сибирского отделения; они же создавали и возглавляли кафедры. Этот совет в ходе ожесточенных дискуссий определил те главные принципиальные положения, которые легли в основу работы Новосибирского университета. Чтобы освободить студентам время для исследовательской работы на старших курсах, нужно было полностью перестроить все преподавание. Университет получил право работать по индивидуальным учебным планам, содержание их рождалось в спорах и исканиях. Надо было перенести изучение большой части теоретических дисциплин на первые годы обучения, определить оптимальное соотношение лекций, семинаров, практикумов, увязать во времени получение новых знаний по различным дисциплинам. При этом важно было дать студентам глубокие фундаментальные знания, ибо узкие специализации в наше время устаревают с огромной скоростью. Поэтому необходимо создать прочную основу, владея которой молодой специалист сможет быстро перестраиваться и осваивать новое.

Мы развили дальше идею физтеха, потому что смогли обеспечить университет крупными учеными-преподавателями практически по всем направлениям науки на всех факультетах: механико-математическом, физическом, естественных наук (то есть по химии и биологии), геологическом, экономическом, гуманитарном.

Наш университет необычен. Прежде всего он размещается в здании, гораздо меньшем, чем традиционные университеты (строительство его обошлось в 4 миллиона рублей, а по общепринятым нормам он бы стоил 40-50). В чем дело?

Прежде всего здесь нет множества лабораторий - студенты работают не на учебных приборах и макетах, а в реальных лабораториях академических институтов.

Здесь не так уж много аудиторий - большинство спецкурсов и факультативов читается прямо в институтах.

Наконец, университету не нужны даже кабинеты для заведующих кафедрами - они их имеют у себя на работе.

Все это решается так просто потому, что университет расположен на территории академгородка, в 10-15 минутах ходьбы от институтов. Таким образом, ученый, читающий лекцию в университете, равно как и студент, проходящий практику в институтской лаборатории, теряют минимум времени на дорогу. Уже с третьего курса студенты проходят такую практику, а с четвертого курса практически вся их неделя проходит в лабораториях институтов, оснащенных современной аппаратурой и ведущих исследования на переднем крае науки.

В процессе практики под руководством ученых - математиков, физиков, биологов, химиков, экономистов - студенты становятся непосредственными участниками научных исследований, приобретают опыт самостоятельной исследовательской работы, узнают о современных достижениях в науке, участвуют в научных совещаниях и конференциях. Созданные в университете и возглавляемые ведущими учеными Сибирского отделения крупные научные школы в различных областях математики, физики, химии являются для студентов еще одним источником экспресс-информации о новейших достижениях науки.

Таким образом, к окончанию курса университета мы получаем законченных исследователей, знающих о последних достижениях науки буквально «из первых рук», имеющих опыт работы, а иногда и публикации по избранной специальности. Увлеченные наукой, воспитанные со школьной скамьи в атмосфере творчества, в большом и интересном коллективе ученых, эти юноши и девушки и сами становятся равноправными его членами.

Сибирское отделение с первого дня считало университет своим кровным делом и, надо сказать, немало попортило себе крови, чтобы добиться реализации названных принципов. Были люди, которые считали, что наш университет должен «идти в ногу», развиваться по давно установленным стандартам, а Сибирское отделение все время, как могло, ломало эти стандарты, стараясь создать учебное заведение нового типа, максимально приближенное к науке.

Сейчас времена переменились. В последние годы приняты важные решения по повышению эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях. Предусмотрен ряд мер по усилению привлечения ученых академии к преподаванию, разрешено более широкое совместительство, определен еще ряд льгот для университетов и вузов, где наиболее хорошо налажена научно-исследовательская работа. К сожалению, в перечень этих вузов (70 наименований) попали только два сибирских: Томский и Иркутский университеты - и не попал Новосибирский.

В 1979 году Новосибирскому университету исполнилось двадцать лет - срок вполне достаточный для проверки правильности и жизненности его принципов. (Эти принципы после отъезда И.Н.Векуа в Грузию последовательно проводил сменивший его на посту ректора академик С.Т.Беляев, выпускник физтеха, а потом и академик В.А.Коптюг).

Я считаю, мы добились здесь большого успеха. Новосибирский университет прочно врос в академгородок, его факультеты тесно переплелись с институтами соответствующего профиля, в полном соответствии с мечтой М.В.Ломоносова о том, что «...университет - друг, более того - единокровный брат Академии наук, который составляет с ней едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу отечеству».

Все члены академии и половина докторов наук академгородка (а всего почти полтысячи сотрудников отделения) читают в университете лекции, ведут семинарские занятия, руководят курсовыми и дипломными работами. Все деканы, заведующие основными кафедрами, профессора - сотрудники СО АН. Это все сказано к вопросу - кто учит. А теперь - кого и как выучили.

Расскажу об одном эксперименте, который был проведен в конце 60-х годов по математической подготовке студентов на математических и физических факультетах. Было выделено несколько крупных университетов Российской Федерации, и в один и тот же день, в один и тот же час предложили студентам их первых и пятых курсов серии задач, которые были разработаны в Математическом отделении АН СССР. Руководил экспериментом академик Н.Н.Боголюбов.

В Москве был проведен анализ решений, и вот какая получилась картина. При десятибалльной системе по девяти баллов было присуждено Москве, Ленинграду и Новосибирску, остальные четыре университета получили по пять-шесть баллов, причем и по первым курсам и по пятым. (Первый курс - кого мы принимаем, пятый - кого выпускаем.) Это было полуофициальное признание успеха НГУ. А официальное произошло через несколько лет, когда на Всесоюзном смотре-конкурсе на лучшую постановку научно-исследовательской работы студентов первое место разделили два университета - Московский и Новосибирский.

В Сибирском отделении работает более 2 тысяч выпускников НГУ, среди них более 700 стали кандидатами наук, теперь уже появились десятки докторов, а один (Ю.Л.Ершов) успел стать членом-корреспондентом. Выпускники университета и его аспирантуры составляют целые кафедры (математические и физические) в вузах и молодых университетах Сибири.

Одно из главных достижений университета - общий высокий уровень подготовки, воспитание способностей к исследовательской, творческой работе. Подтверждение - около трети дипломов и наград на всевозможных студенческих конференциях регулярно достается НГУ, студенты НГУ не раз получали медали Министерства высших учебных заведений и Академии наук СССР за лучшие научные работы. Пятеро выпускников НГУ стали лауреатами премии Ленинского комсомола в области науки.

Организуя Новосибирский университет и вырабатывая принципы его деятельности, мы закономерно пришли к вопросу: а кто в него будет поступать? Что сделать, чтобы в студенческие аудитории пришли не случайные люди, а те, кто действительно имеет склонности и талант в избранной области? Ведь обычно при приеме трудно выяснить, действительно ли поступающий имеет настоящий интерес и способности или его хорошо подготовили к экзамену. Это ставит в неравные условия молодежь с периферии, из деревни, и молодежь крупных городов, где уровень преподавания существенно выше. На этом мы теряем много талантливой молодежи.

Залогом хорошего отбора в высшую школу может быть расширение связей высшей и средней школ. В Москве, Ленинграде, Киеве, Казани, Новосибирске и других городах такой отбор возможен именно потому, что там сами работники вузов идут с этой целью в школу. А как дойти до ребят, живущих в отдаленных поселках, в маленьких городах по всей необъятной Сибири?

С этой целью в 1962 году ученые Сибирского отделения организовали «экспедицию за талантами» - первую Всесибирскую школьную олимпиаду. В оргкомитет ее вошли известные ученые академики Г.И.Будкер, В.В.Воеводский, члены-корреспонденты А.А.Ляпунов, Д.В.Ширков и научная молодежь. Задачи первого тура, составленные учеными, опубликовали «Комсомольская правда» и местные сибирские газеты, напечатали мы их также в виде плакатов. Присланные ответы проверяла целая бригада студентов и аспирантов НГУ.

Для проведения второго тура бригады по 5-7 человек разъехались по областным центрам Сибири и Дальнего Востока. А на третий тур ребят пригласили в академгородок. Проявившие наибольшие способности поступили в университет, а те, кто помладше, были приняты в школу-интернат при НГУ.

Конечно, мы вовсе не были изобретателями школьных олимпиад - они десятки раз проводились в Ленинграде, Москве, в других городах, и их опыт нам очень помог. В Сибири же такой устойчивой традиции до того времени не существовало.

На базе новосибирского академгородка нам удалось сделать большое дело - создать постоянную систему активного отбора способной молодежи на всей территории Сибири, Дальнего Востока и частично даже Казахстана и Средней Азии. Такой системой стала трехступенчатая физико-математическая и химическая олимпиада. Организована она была следующим образом.

Первая ступень. По школам, районным, городским и областным организациям народного образования рассылаются составленные сотрудниками СО АН и НГУ задачи по математике, физике и химии школьного типа. Часть задач рассчитана не столько на знание учебника, сколько на сообразительность. Всем желающим предлагается присылать решения в адрес университета. Это так называемый заочный тур олимпиады.

Вторая ступень. Из приславших ответы - обычно около 1500 человек - отбираются лучшие 500-600, им дается возможность за счет местных органов народного образования приехать во время весенних школьных каникул (в марте) в ближайший областной или республиканский центр. В эти центры мы командируем около 150 аспирантов, преподавателей НГУ, сотрудников СО АН, где они проводят второй (очный) тур. Проверяя письменные решения задач и беседуя с ребятами, преподаватели и ученые оценивают не столько уровень подготовки или объем знаний, сколько способность молодого человека к самостоятельному и оригинальному мышлению, сообразительность, умение постичь суть проблемы.

Во втором туре участвуют и другие школьники этих областных центров. В общей сложности в нем ежегодно участвуют 8-10 тысяч школьников Сибири и Дальнего Востока.

Самое замечательное, что на стройках, в рабочих поселках, в самых отдаленных колхозах, совхозах выявляется много по-настоящему талантливых ребят.

Третья ступень. Показавшие наилучшие успехи во втором туре (600 человек) за счет СО АН СССР приглашаются на август в академгородок. (М.В.Ломоносов пешком шел учиться, а мы сотни Ломоносовых везем к себе, «в академию», и создаем все условия для их роста!) Здесь в течение месяца работает так называемая летняя школа. Крупные ученые и научная молодежь читают ребятам популярные лекции из разных областей знаний. Они приходят в классы прямо из лабораторий, принося с собой атмосферу творчества, волнуя воображение ребят то сообщением о новой интересной статье в научном журнале, то рассказом о сложном эксперименте, то беседой о важной проблеме.

Шестьдесят молодых ученых (аспиранты, старшекурсники, доценты университета) проводят этот месяц со школьниками, совершая прогулки, купание на пляже, экскурсии, проводя беседы в аудиториях университета и научных институтов, работая в научных кружках. Школьникам предлагают разные задачи из разных областей на сообразительность. А те, кто с ними занимается, знакомятся со своими слушателями и собеседниками, «прощупывают» их способности, проверяют наличие исследовательского склада, оригинальность мышления, прочность знаний, дисциплину, трудолюбие, умение жить в коллективе.

Заканчивается летняя школа третьим туром олимпиады: подводятся итоги - приемная комиссия под председательством ректора университета отбирает школьников для учебы в физматшколе при МГУ в девятые и десятые классы. При отборе учитываются результаты контрольных работ, олимпиад, собеседований, характеристики воспитателей летней школы.

В ФМШ обучаются (и живут здесь же) в общей сложности около 500 ребят в возрасте 15-17 лет.

Программу по всем предметам и другие вопросы жизни школы обсуждает ученый совет школы, куда входят крупные ученые и опытные педагоги из институтов Сибирского отделения и университета. Кроме педагогов, постоянно работающих в ФМШ, занятия в школе ведут сотрудники академических институтов, аспиранты и студенты старших курсов; время от времени лекции читают ведущие ученые, члены академии.

ФМШ дает школьникам общеобразовательную подготовку, но с углубленным изучением математики, физики, химии. Ребята решают задачи, выходящие за рамки общешкольной программы, знакомятся с новыми проблемами. Один день в неделю освобожден для слушания спецкурсов, работы в институтских лабораториях и научных кружках.

Для ребят с «умными руками», со склонностью к изобретательству в академгородке создан Клуб юных техников (КЮТ), для которого правдами и неправдами удалось построить отдельное здание. КЮТу много помогали член-корреспондент А.А.Ляпунов, инженер-архитектор А.С.Ладинский (мы с ними даже получили прозвище «трех дедов» КЮТа), сотрудники разных институтов.

В КЮТе занимается сейчас до тысячи ребят. Они выдумывают и строят вездеходы и болотоходы, карты и мини-тракторы, ведут астрономические наблюдения, конструируют приборы, которые используются в наших институтах. Работы кютовцев получили около 200 медалей ВДНХ, 100 дипломов всесоюзных конкурсов. На базе КЮТа созданы специальные технические классы в физматшколе.

Мы стараемся развивать в ребятах главные качества ученого, инженера-исследователя - способность наблюдать, ставить проблемы и непрерывно думать. Результаты не обманули наших надежд. Практика показала, что физматшкола - эффективный путь в университет и в большую науку. Ежегодно ученики ФМШ занимают призовые места на всесоюзных олимпиадах, а также в составе команды от СССР на международных олимпиадах школьников. За 15 лет физико-математическую школу при НГУ окончило около 3 тысяч ребят. Абсолютная цифра, может быть, и не так велика, но ведь эти ребята были отобраны по одному со всех концов необъятной Сибири и Дальнего Востока. Из них поступили в НГУ 2200 человек (остальные в другие вузы, не поступают единицы).

Выпускники ФМШ постоянно составляют четвертую часть физического и математического факультетов НГУ и половину лучших студентов этих факультетов, более 100 человек стали кандидатами наук. И.Шестаков, окончивший ФМШ с золотой медалью, учась в НГУ, получил медаль Академии наук (одну из пяти) за лучшую студенческую научно-исследовательскую работу. Сейчас он доктор наук и работает в Институте математики СО АН СССР. Пришедший в университет через олимпиаду из алтайского села В.Балакин получил за свою работу по ядерной физике премию Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие молодые ученые страны. Подобных примеров можно привести еще много.

Как тут не вспомнить опять М.В.Ломоносова. «При Университете, - писал он, - необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян.

Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей является Академическая гимназия. Здесь следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда были способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете».

В период создания ФМШ раздавались голоса: а не похожа ли школа для одаренной молодежи на привилигерованное учебное заведение Запада? Нет, никоим образом. Там, на Западе, основной и часто единственный принцип отбора в лучшие колледжи - высокая плата за обучение. Мы же отбираем молодежь не по средствам и связям родителей, а по способностям. Тот, кто обладает математическим или другим дарованием и волей к труду, может их развивать независимо от того, в какой местности и в какой семье он родился и рос. Такой отбор способной молодежи и ее обучение являются одним из больших преимуществ нашей социалистической системы. И это всегда отмечают зарубежные гости академгородка, побывавшие в ФМШ.

Но иногда приходилось и доказывать, что ФМШ - это не привилегированная школа для избранных. Несколько лет назад я получил письмо из Америки от Джессики Смит, редактора журнала «Нью уорлд ревью», знакомой мне после ее визита в академгородок. Она прислала меморандум (как она его назвала) доктора Д.Лейбмана, преподающего экономику и социологию в Бруклинском колледже. Назывался меморандум - «Вопросы по советскому образованию» со специальной ссылкой на школы для одаренной молодежи в академгородке.

Доктор Д.Лейбман писал: «Чтобы ответить на утверждение, что такие школы создают и увеличивают расслоение в советском обществе, нам необходима следующая информация:

1. Как отбираются студенты (учащиеся) в эти школы? Каково процентное соотношение молодежи, пришедшей из разных слоев общества - рабочих, крестьянства, служащих и интеллигенции?

2. Изолированы ли студенты этих школ от своих сверстников и не чувствуют ли они свое превосходство над другими?

3. Изолированы ли одаренные студенты от производства и общества, что делается, чтобы связать их образование с реальным миром?»

Конечно, такое письмо нельзя было оставить без внимания - в нем явственно проглядывало, что наша ФМШ может быть представлена как учебное заведение, собирающее или создающее в своих стенах научную элиту, оторванную от реального мира.

О том, как производится отбор в ФМШ, уже говорилось, это же я сообщил Д.Лейбману. По поводу же остальных вопросов я ответил следующее.

Социальную сторону отбора в ФМШ могут характеризовать такие цифры: в ней обучаются дети около 30 национальностей Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. Около половины из них составляют дети из маленьких городов, рабочих поселков, деревень, около 40 процентов дети рабочих и колхозников - еще одно доказательство того, что способные люди распределены достаточно равномерно среди всех слоев населения.

Отбор и сравнительно небольшое количество учащихся в классе дают возможность учителю учитывать индивидуальные особенности учеников и направлять их оптимальным образом. Опыт показал также, что различия в общем культурном развитии и различный профессиональный состав родителей очень быстро нивелируются.

Специально для поиска и выявления способных школьников работает также заочная ФМШ, готовящая ребят к олимпиадам через переписку, - им посылают оригинальные задания, проверяют и оценивают решения.

Говорить об «изоляции» учеников ФМШ от внешнего мира не приходится - они широко общаются с молодежью университета, а в институтах академгородка имеют возможность знакомиться с научными проблемами, которые здесь решаются, в том числе и для нужд народного хозяйства, для конкретных предприятий, иногда и сами выполняют посильную работу в институтских лабораториях.

В ФМШ сложилась определенная система трудового воспитания: ребята сами убирают свои помещения, чинят мебель, случается, что работают на разгрузке вагонов с картошкой, с арбузами.

Кроме того, эти дети на время зимних и летних каникул (а это два-три месяца в году) возвращаются в свои родные края, к прежним друзьям и одноклассникам. Кстати, они там много рассказывают о школе, агитируют других ребят участвовать в олимпиадах.

Естественный вопрос: не способствует ли зазнайству создание для молодежи особо благоприятных условий? В науке, как и в других областях человеческой деятельности (включая спорт), и молодой и пожилой, имея успех, может, конечно, начать зазнаваться, но в среде сильных оснований для этого будет меньше и будет больше стимулов к интенсивной работе.

Такая опасность скорее грозит одаренным ребятам в обычной школе. Программу по любому предмету они усваивают с легкостью, учителя ставят сплошь пятерки, часто даже не спрашивая, в результате они перестают работать. Превосходство над другими нередко рождает ощущение собственной гениальности. А в ФМШ зазнайства быть не может, потому что читают лекции, ведут занятия настоящие математики и физики, часто кандидаты наук, иногда академики, крупнейшие ученые. Тут не зазнаешься. Один раз осадят, второй раз, а на третий любой зазнайка поймет, что знает, в сущности, еще очень мало, и начинает трудиться, что называется, в поте лица.

Собственно говоря, идея отбора и обучения молодежи, способной в какой-то определенной области, не нова: существуют же художественные, балетные, музыкальные школы, и всем ясно, что в первую не примут дальтоника, во вторую - хромого или с больным сердцем, в третью - лишенного слуха. То же самое делаем и мы, принимая в ФМШ ребят с выраженными способностями к математике или физике.

Иногда спрашивают: а почему мы решили устроить именно физико-математическую школу, а не какую-нибудь другую?

Это была вовсе не прихоть и не следствие чьего-то особого пристрастия к этим наукам. Роль математики в решении многих практических задач в наши дни неизмеримо возросла. Небесная механика существует почти 300 лет, но лишь теперь она настоятельно потребовалась практике при освоении космоса. Математическая логика, одна из абстрактнейших, казалось бы, дисциплин, стала сегодня основой электронно-вычислительной техники. Математические методы исследования, анализа, расчета проникли в биологию, медицину, экономику, языкознание. Отставание в развитии математической науки может ощутимо сказываться на прогрессе внешне далеких от нее отраслей знания.

Во всем мире происходит бурное развитие физико-математических наук, в частности ядерной физики, ракетной техники, радиолокации, кибернетики. Создалось положение, когда потребность в таких специалистах намного превышает их выпуск. Это привело также к тому, что выпускники ведущих университетов и специальных вузов почти полностью уходят в исследовательские институты и промышленность, до средней школы они уже почти не доходят.

Такое явление несет в себе большую опасность, ибо если снизится уровень физико-математической подготовки в школе, то вместе с ним упадет и интерес учащихся к этим наукам, сократится приток в них способной молодежи, а это может подорвать всю систему воспроизводства необходимых стране кадров.

Учитывая возросшие потребности народного хозяйства, науки и высшей школы в специалистах по естественным наукам, в начале 60-х годов были созданы в порядке эксперимента четыре специализированные физико-математические школы: в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске. Некоторые из них имеют также специализацию по химии и биологии. Наша ФМШ тоже добавила в число углубленно изучаемых предметов химию и биологию; химия вошла в программу олимпиад.

Проводят свои олимпиады со школьниками и геологи, но они еще не имеют такого широкого охвата, как по математике, физике и химии

Олимпиады и ФМШ - это большой и удачный педагогический опыт, но его еще нельзя считать завершенным.

Нуждается в улучшении организация самих олимпиад. Не следует забывать, что олимпиады научные - это совсем не то, что спортивные, где соревнуются борцы, гимнасты, бегуны. К спортивной олимпиаде путь идет через жестокий отбор: из десяти тысяч выбирают тысячу, из тысячи - сто, из ста - десяток, из десятка - троих, и один из них будет чемпионом олимпиады, увенчанным наградой.

У научных олимпиад другой принцип. Мы выбираем из многих тысяч сотни и всех их стараемся воспитать по способностям. Здесь не может быть одного победителя, одного чемпиона по уму. Надо тренировать все умы, чтобы каждый нашел себе дело по призванию. В то же время в школах возникает иногда дух «чемпионства», желание подготовить (а то и натаскать) ребят, которые защитили бы честь родной школы на олимпиаде.

Несколько лет назад органы народного просвещения стали проводить областные олимпиады не во время весенних каникул, а в учебное время, в феврале. В условиях Сибири это резко ухудшило возможности отбора ребят из дальних поселков и небольших городов, откуда до областного центра часто за день-два и не доберешься.

В системе отбора и обучения ребят в ФМШ требует уточнения соотношение между необходимым объемом знаний и творческой инициативой. Выпускники ФМШ в университете оказываются впереди своих сокурсников и иногда начинают «разбалтываться».

Не все удовлетворяет нас и в системе школы-интерната: ребятам дорого обходятся поездки из Новосибирска на каникулы домой (хорошо, если он с Алтая, а если с Камчатки?).
Молодым - дорогу в науку

Наконец, следовало бы больше отпускать денег на содержание ребят в интернате - ведь усиленная умственная работа требует калорий не меньше, чем физкультура. А ведь в спортивных школах нормы питания существенно выше. (На этом вопросе я сильно испортил отношения с одним крупным руководителем. Встретившись с ним на правительственном приеме, я стал доказывать, что негосударственный подход - заботиться о будущих футболистах больше, чем о будущих ученых. Разговор вышел крайне острый, помню, меня оттаскивали за рукав от разгневанного собеседника...)

Но совершенно ясно, что олимпиады и специализированные школы - верный способ выявить и подготовить для поступления в вуз по-настоящему талантливых ребят из самых отдаленных краев Сибири, помочь им найти свое призвание. Можно много рассуждать о деталях этой системы, но нельзя медлить с ее широким внедрением.


ВверхЛаврентьев Михаил Алексеевич. ...Прирастать будет Сибирью / Литературная запись Н.А.Притвиц; Художник И.Д.Шуриц. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. - 2-е изд. - С.85-100.

НазадНазадЮбилей М.А.Лаврентьева | Биобиблиографический указатель | Сибирская наука / СО РАНПродолжениеПродолжение
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:30:50 2019. Размер: 64,530 bytes.
Посещение N 3687 с 10.10.2010