Павлова Л.П. Возможные пути перестройки системы обслуживания читателей
Навигация
    Л.П.Павлова
    ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПЕРЕСТРОЙКИ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ.
Сборник научных трудов. 1995
Существует мнение, что библиотечная технология, частью которой является библиотечное обслуживание, "изменяется весьма интенсивно" [1]. Практика работы показывает нам иные закономерности - слабое воздействие времени на изменение существующих принципов обслуживания читателей.
Рассмотрим это на примере ГПНТБ СО РАН и ее Отделения в Академгородке.
С первых лет работы (1960-1966 гг.) проявилась тенденция к организации обслуживания читателей по отраслевому принципу. До ввода в эксплуатацию здания в Новосибирске (1966 г.) функционировали в Академгородке отраслевые читальные залы: общественных, химических, естественных и технический наук. Эта структура залов сохранилась и постепенно она была дополнена несколькими специализированными залами: справочно-библиографическим, патентной и нормативно-технической документации, библиотековедения. Исходя из архитектурных особенностей здания, были созданы читальные залы с большими подсобными фондами (от 80 до 100 тыс. экз.), с числом посадочных мест от 60 до 150. Такая организация имеет как положительные, так и негативные моменты. С одной стороны, увеличивается оперативность обслуживания читателей, библиотекарь "владеет" фондом, что является предпосылками лучшего удовлетворения читательского спроса. С другой стороны, у работников зала возрастают затраты на "внутренние" работы, так как фонды требуют очистки от малоспрашиваемой литературы (часто используется всего только десятая часть имеющегося фонда), расстановки, проверки и сверки, переплета литературы и т.д. Большие читальные залы дают небольшой коэффициент использования читательских мест, создают дискомфорт для читателей. Появление общего читального зала с универсальным фондом создало диспропорцию в пользовании отраслевыми залами: на зал с 60 тыс. экз. подсобного фонда приходилось 50% всей посещаемости библиотеки и 40% книговыдачи. В связи с этим потребовалось изменение существующей системы. После многочисленных обсуждений ликвидирован общий читальный зал и создан новый зал - газет (1988 г.). Поток читателей из общего читального зала перераспределился по незаполненным отраслевым залам. Этот вариант реорганизации при многих положительных результатах дал и негативные - переполнил читальный зал общественных наук. Причиной этому стали как объективные обстоятельства (начавшаяся перестройка вызвала повышенный интерес к общественной литературе), так и субъективные (библиотека разрешила пользоваться своими фондами студентам всех курсов). В 1992 г. зал общественных наук был разделен на два зала: общественной и экономической литературы.
Зал газет просуществовал недолго, его ликвидация через 4 месяца была связана с плохой посещаемостью. Но прошло 5 лет, и вопрос о создании зала газет остро поставила сама жизнь. В 1995 г. зал газет вновь открыт для читателей.
Многие крупные библиотеки страны в совершенствовании системы обслуживания предлагают создание "зональной" структуры [2, 3]. На примере ГПНТБ СО РАН она видится в таком виде.
I. Зона предварительной информации о библиотеке, ее пропаганды (доконтрольная зона). В эту зону входит запись читателей, ввод регистрационных карточек в автоматизированную систему (база данных "читатель"), здесь же первое знакомство с библиотекой: с системой читальных залов, фондов, информация о предоставляемых услугах; с правилами пользования библиотекой. Эту функцию осуществляет регистратура путем бесед, выдачи памяток, путеводителей. Сектор пропаганды организует графическое изображение структуры библиотеки, вводит информацию в механическую установку. В эту же зону входит контроль за прохождением читателя. В плане технической реконструкции предполагается ввод автоматической системы "посетитель" (соединение системы "читатель" и посещаемости), а также установки, фиксирующей несанкционированный вынос литературы. Новым звеном в данной зоне обслуживания может явиться информационный диспетчерский пункт (ИДП), объединяющий группы: централизованной шифровки и приема требований и диспетчеризации обслуживания читателей. Его создание упростило бы путь читателя в библиотеке, путь требования в процессе его выполнения, что в конечном итоге повысило бы оперативность и качество обслуживания читателей.

II. Зона оперативной информации.
Цель создания этой зоны - оперативное обслуживание новой литературой всех видов независимо от категории читателей и их специализации. Она включает:
1. Зал новых поступлений книг с выставкой еженедельных новых поступлений обработанных книг. Хранение литературы в подсобном фонде зала - один год. Зал должен быть обеспечен терминалом с выходом на электронный каталог. Работа зала может быть построена на обработке первого (обязательного) зкземпляра, литература будет иметь шифр и расстановку книгохранения, что упростит ее передачу в книгохранение через год. Здесь же должны находиться все виды оперативной информации. Справочный аппарат: база данных (БД) и картотека новых поступлений книг.
2. Зал журналов с выставкой отечественных и иностранных журналов. Периодичность обновления экспозиции - раз в неделю, хранение в подсобном фонде в течение 5 лет. Справочный аппарат: терминал с доступом в журнальную базу данных и традиционные картотеки.
3. Зал газет. Хранение газет в подсобном фонде: все газеты текущего года, центральные и местные газеты за 3 последних года, хранение газет за другие годы определяется интенсивностью их использования. Справочный аппарат: картотека газет.
4. Выставочный зал для демонстрации всех тематических выставок, организуемых в библиотеке.
5. Зал конъюктурной информации, созданный в отделе патентной и конъюнктурной информации.
6. Весь справочный аппарат библиотеки (традиционная система каталогов и картотек).
7. Терминальный класс для работы с автоматизированной базой данных (АБД): (электронный каталог, информационные базы данных, электронная почта).
8. Служба копирования документов.
9. Аудитория для массовых мероприятий, оборудованная аудиовизуальными средствами.
Создание зоны оперативной информации могло бы способствовать более эффективному использованию новой литературы, сокращению числа требований, направляемых в основное книгохранение, более оптимальному размещению читателей.

III. Зона обслуживания ученых и специалистов.
Структура научных читальных залов, дифференцированных по отдельным отраслям знаний, приходит в противоречие с современными тенденциями развития науки, характеризующимися процессами интеграции различных отраслей наук, комплексным подходом, междисциплинарной направленностью исследований. В связи с этим дальнейшее развитие отраслевых читальных залов нецелесообразно. Необходимо идти по пути формирования читальных залов с многоотраслевым (межотраслевым) подсобным фондом. Основные функции зоны: обслуживание литературой из основного фонда ГПНТБ СО РАН, подсобных фондов читальных залов, фондов специализированных залов; справочно-информационное обслуживание в режиме текущего и ретроспективного поиска.
В зону входят:
1. Научные читальные залы, которые должны переориентировать свои отраслевые подсобные фонды в многоотраслевые (например, объединение залов естественных и технических наук). Залы комплектуются дублетами отечественных книг, докомплектовывают свои фонды через год книгами из зала новых поступлений, имеют дублетные экземпляры наиболее спрашиваемых отечественных журналов. Справочный аппарат: алфавитные каталоги на подсобные фонды.
2. Читальные залы кабинетного типа на 15-20 посадочных мест для профессорско-преподавательского состава. Залы имеют небольшие подсобные фонды, состоящие из энциклопедий, справочников, словарей. Рассчитаны на работу с литературой из научных читальных залов и книгохранения. В залах могут быть терминалы с выходом на АБД.
3. Специализированные читальные залы: патентной и нормативно-технической документации, справочно-библиографической литературы, библиотековедения, редких и рукописных книг. Справочный аппарат: система каталогов и картотек на фонды конкретного зала.
Предполагается более широкое развитие внестационарных форм обслуживания, а именно: развитие системы МБА на основе использования электронной почты и электронного каталога; обслуживание копиями с оригиналов при условии расширения парка копировально-множительной техники.
При прогнозировании развития обслуживания читателей ГПНТБ СО РАН предусматривается повышение комфортности обслуживания, улучшение условий труда читателей, предоставление дополнительными видов услуг, в том числе и платных.
Иначе складывалась структура обслуживания читателей в Отделении ГПНТБ СО РАН в Академгородке. В первые годы функционирования Отделение имело один научный читальный зал (4083 читателей, 40 тыс. посещений и 191 тыс. книговыдачи в год). За пятилетие число читателей выросло на 0,5 тыс., посещаемость на 15,5 тыс., а книговыдача на 300 тыс. Зал стал тесен для читателей, книгохранение мало для фонда. В этой ситуации Президиум СО РАН принял решение о передаче библиотеке Отделения дополнительной площади типовой библиотеки в строящемся общежитии аспирантов. В старом здании осталась вся отечественная литература, в новом - вся иностранная (это 50% общего фонда) и еженедельная выставка новых поступлений. Такая структура сразу же дала рост основных показателей: читателей - на 1 тыс. человек, посещаемости - на 8 тыс., книговыдачи - на 150 тыс. С 1990 г. начался их спад, тогда было принято решение об изменении структуры обслуживания читателей, объединение двух залов в один, соединение отечественной и иностранной литературы в границах последних 10 лет в фондах зала, создание основного фонда хранения в ретроспективных хронологических рамках. Одновременно был создан читальный зал патентной документации и сектор справочно-информационной работы для внедрения новых форм информационного обслуживания читателей.
Что дала подобная структурная перестройка? На первый взгляд, положительного мало: снижение основных показателей продолжается (приложение), ухудшилась оперативность получения читателями литературы за старые годы. Но новая структурная перестройка приблизила возможность реализации концепции "зонального" обслуживания. Конструкция здания позволяет выделить: доконтрольную зону обслуживания с предварительной информацией о библиотеке и ее возможностях; зону информационного обслуживания, включающую весь арсенал справочно-поискового аппарата, выставку новых поступлений, тематические и информационные выставки и даже доступ к АБД ГПНТБ СО РАН (наличие терминала); зону оперативного обслуживания (с универсальным фондом литературы за последние 10 лет, 60 посадочных мест).
Для подтверждения положительных прогнозов (или их отрицания) было проведено анкетирование читателей, в котором респондентам были предложены такие вопросы:
Как Вы оцениваете создание единого читального зала в Отделении?
Изменился ли сервис Отделения?

Ответы показали, что одобрительно к объединению читальных залов отнеслись 45,8% респондентов, отрицательно - 20,8%. Считают, что для них ничего не изменилось - 33,5%. Сервис не улучшился по мнению 58% опрошенных. В качестве положительных перемен отмечено создание службы справочной информации, повышение качества зтой работы. Отрицательные моменты: нарушение оперативности доставки литературы, отсутствие множительной техники, ухудшение комплектования, закрытые витрины на тематических выставках. Более глубокий анализ показывает, что объединение залов не отразилось на обслуживании читателей, которые постоянно пользовались только выставкой новых поступлений и иностранными изданиями. Для читателей, которые пользовались лишь отечественными книгами, обслуживание стало хуже, так как оперативность доставки литературы нарушилась.
Организация "зонального" обслуживания читателей соответствует концепции "устойчивого развития", провозглашенной государственной политикой [4]. Эта комплексная программа, для обеспечения которой необходима информация интегрального уровня по всем аспектам. "Зональная" структура обслуживания читателей позволяет более гибко реагировать на происходящие в обществе изменения, помогает сделать обслуживание читателей полным и оперативным. 
                                                  Приложение

  ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН
____________________________________________________________
чит./книговыд.  1966  1970  1976  1980    1985   1990   1993
____________________________________________________________
читатели:Всего 4083  4452  5426  5114    5609   4864    3036
в том числе:
научн.сотруд.  1707  1590  2221  1653    2128   2280    1033
специалисты    1360  1232  1584  1899    1196    923     950
студенты       1009  1259  1019  1264     974    799     957

посещаемость  40000 55500 63238 53014   56361   41382  25026
книговыдача
Всего (тыс.)  191,4 490,0 534,4 563,1   565,5   599,3  483,5
в т.ч.(в%)
общественная    5,9   6     6    10      8,3    14,8    18,1
естественная   57,6  60    61    62     65,7    76,6    65
техническая    17,9  13    11    18     17,6    12      12,2

Л и т е р а т у р а

    [1] Амлинский Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек. Киев: Наук. думка, 1988. С.82.
    [2] Морозова И.В. Обслуживание читателей в Государственнай библиотеке СССР им. В.И.Ленина: (проблемы и перспективы) // Тр. / Гос. б-ка им. В.И.Ленина. 1983. Т.19. Обслуживание читателей. С.5-13.
    [3] Дворкина М.Я. Библиотечная среда и библиотечное влияние: к постановке вопроса // Сов. библиотековедение. 1991. N 1. С.26-29.
    [4] Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Прил. к Указу Президента РФ от 4.02.94 N 236 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6. С.436.

    Статья опубликована в сборнике:
    Библиотечное обслуживание в изменившейся системе экономических отношений. - Новосибирск: ГПНТБ, 1995. - С.21-28, табл. - Библиогр.: с.28 (4 назв.)

    Другие публикации Л.П.Павловой

    * * *

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:30 2019. Размер: 27,203 bytes.
Посещение N 9193 c 25.02.1999