Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Пушкин на корабле современности - Пушкин в Интернете
Навигация
 
 Е.И.Дергачева-Скоп, В.Н.Алексеев
Пушкин на корабле современности - Пушкин в Интернете

«Пушкинские юбилеи приводят
в движение весь русский мир»
А.Карташев
К юбилею великого поэта в Отделе редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН была открыта выставка прижизненных изданий произведений А.С.Пушкина. Перед этим большая пушкинская выставка, книжная часть которой была почти полностью обеспечена изданиями Отдела редких книг ГПНТБ, была с большим успехом проведена в залах Новосибирского областного краеведческого музея. За тридцать с лишним лет существования фонда редких книг и рукописей здесь сложилась коллекция драгоценных первопечатных пушкинских текстов, представляющих заметные вехи творчества поэта.
Еще Н.П.Смирнов-Сокольский отмечал, что прижизненные пушкинские издания обладают удивительными свойствами: «Пушкин в первых прижизненных изданиях поражает своей суровой ясностью и простотой... Вот между вами, читателями, и гениальным создателем этого произведения ничего не стоит. Ничто не мешает, не отвлекает. Ни рисунки, ни примечания, ни предисловия. Все просто - слово Пушкина и вы - его читатель». [1]
От книг, изданных при жизни Пушкина, распространяется совершенно особая аура, способная воссоздать вечно живую атмосферу пушкинского творчества. А мысль о том, что каждое из этих изданий, только что сошедшее с печатного стана, вполне мог держать в руках сам автор, впервые поставивший себе условия профессионализации поэтического творчества, придает особую ценность любому такому экземпляру.
Однако есть еще одна важная сторона прижизненных изданий. В том случае, если не сохранился автограф, текст прижизненного печатного издания того или иного произведения будет важнейшим документальным свидетельством авторской воли и послужит эквивалентом рукописи.
Выставка открывается несколькими выпусками журнала «Вестник Европы» за 1814 год. Журнал, выходивший дважды в месяц, был основан Н.М. Карамзиным в первые годы столетия, в 1802 г. Заметную роль в журнале в разные годы его издания играли Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин, М.М.Херасков, И.И.Дмитриев. В 1804 г. «Вестник Европы» редактировал вернувшийся из тобольской ссылки Панкратий Платонович Сумароков, племянник знаменитого поэта XVIII в. А.С.Сумарокова. Приняв заботы о московском журнале, П.Сумароков, вероятно, постоянно вспоминал свою работу в основанном им первом сибирском журнале «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», который печатался в Тобольске, в типографии Корнильевых на рубеже 80-х и 90-х годов XVIII в.
В то время, когда Пушкину было 15 лет, «Вестник Европы» редактировался В.В.Измайловым, поэтом карамзинской школы, очень чутко относившимся к новым труженикам на поэтической ниве. Благодаря ему в журнале появились произведения, подписанные именами Пушкина, Дельвига, Грибоедова, Илличевского. Первыми печатными публикациями Пушкина, появившимися в «Вестнике Европы» за 1814 год в номерах 13, 14, 18, 19 и 20, были «К другу стихотворцу»; «Кольна (подражание Оссиану)»; «Вот зеркало мое - прими его, Киприда!...» - восьмистишие, впоследствии получившее название «Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало»; «Опытность»; «Блаженство» - стихотворения поэта, традиционно помещаемые в собраниях его сочинений в разделе лицейских произведений. На выставке представлен и 8-й, апрельский номер, в котором опубликовано было редакционное письмо к сочинителю, приславшему в «Вестник Европы» стихотворение «К другу стихотворцу», с просьбой сообщить в редакцию свое имя, и заверения в готовности «не открыть тайны имени, когда автору угодно скрыть его от публики». Это первое косвенное появление-упоминание поэта в печати. В результате переписки редактора и автора первое печатное произведение Пушкина стихотворение «К другу стихотворцу» увидело свет и вышло с подписью «Н.к.ш.п.».
В витринах выставки можно увидеть два московских издания поэмы Пушкина «Братья разбойники»; в скобках на титульном листе указано: «Писано в 1822 году», но оба издания датированы 1827-м годом. Одно из них, первое, представляет собой не обрезанную переплетом брошюру из единого печатного листа бумаги, сложенного в 16 страниц. На последней странице (она, как и титульный лист, служит одновременно обложкой брошюры), указана цена - 105 копеек. Цензурное разрешение на первое издание пушкинской поэмы подписано цензором Иваном Снегиревым и датировано 24 марта 1827 г.
Второе издание, вышедшее в том же 1827 г., отличается от первого ценой (42 копейки) и датой цензурного разрешения - 9 июня 1827 г. Н.П.Смирнов-Сокольский указывает, что «набор второго издания - новый, поэма кончается не на 15 странице, как в первом издании, а на 14 (переверстка). Кроме того, во втором издании имеются кое-какие поправки, преимущественно в знаках препинания» [2]. Оба издания были напечатаны в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической академии. Исследователь сообщает также, что тираж первого издания «Братьев разбойников» был 2400 экземпляров, т.е. два «завода», и распространялся книгопродавцами по завышенной (против указанной на обложке) цене. Второе же издание, организованное другом Пушкина С.А.Соболевским, должно было продаваться по более низкой цене, однако «в продажу не поступило, кроме, может быть, незначительного количества экземпляров». Н.П.Смирнов-Сокольский сообщает также, что «напечатанный тираж второго издания Пушкин и Соболевский законсервировали», припрятав его у общего друга, И.В.Киреевского, известного славянофила. Эти книги второго издания поэмы, в количестве 900 экземпляров, связанные в пачки, пролежали без движения до 1915 г., когда предприимчивым московским букинистом они были пущены в продажу. Н.П.Смирнов-Сокольский далее заключает: «Первое издание «Братьев разбойников» с ценой 105 копеек, считавшееся на букинистическом рынке не особенно редким, стало ныне весьма редким, а второе издание, слывшее ранее «библиографической диковинкой», сейчас особенной ценности не представляет. Так, вероятно, будет еще лет десять-пятнадцать, после чего и оно, конечно, «подберется» любителями первых изданий поэта, и тогда каждый экземпляр станет тоже «диковинкой» [3]. С момента написания этих слов минуло почти сорок лет, и сегодня легко можно убедиться в их справедливости...
На выставке можно увидеть любопытное издание, носящее название: «Руслан и Людмила. Поэма Александра Пушкина». Далее на титульном листе читаем: «Издание второе, исправленное и умноженное. Санктпетербург. В типографии департамента народного просвещения. 1828». Замечательно и необычно держать в руках пушкинский текст, про который сказано, что он «исправлен и умножен». Книга изящного формата «в осьмушку», содержащая более 170 листов, включает в себя предисловие автора, которое ныне печатается редко и отдельно от поэмы - в собрании сочинений Пушкина оно помещается в примечаниях в конце 4 тома [4]. Наш экземпляр сохранил гравированный портрет А.Пушкина, который был гравирован Н.Уткиным для «Северных цветов» А.Дельвига со знаменитого живописного оригинала О.А.Кипренского и прилагался к книге за отдельную плату [5].
На выставке показаны два экземпляра первого издания поэмы «Полтава» - Санкт-Петербург, 1829. На наружной стороне нижней обложки в рамке наборных украшений - типографская виньетка и текст: «Продается здесь, в С. Петербурге во всех книжных лавках по 10 р., а за пересылку в другие города прилагается 1 р.».
Сам поэт считал «Полтаву» самой зрелой из всех стихотворных повестей, где «все почти оригинально» [6]. «Героическая эпопея», сочетавшаяся с «темой личной, любовной, новеллистической» [7], была восторженно встречена друзьями поэта, но у публики, по словам самого Пушкина, «не имела успеха» [8]. Напечатанная «обычным» тиражом пушкинских прижизненных изданий - 1200 экземпляров, книга, по словам Ник. Смирнова-Сокольского, «на антикварном рынке не считалась особенной редкостью» [9]. Однако в последние десятилетия книжный антикварный рынок сильно видоизменился, экземпляры «прижизненного Пушкина», как правило, надолго и основательно обосновались в государственных и частных коллекциях и в продаже появляются достаточно редко. Поэтому два экземпляра издания поэмы, один из которых - в прекрасно сохранившейся издательской обложке, составляют предмет законной гордости библиотекарей.
В обоих экземплярах «Полтавы» сохранилось «Посвящение». В соответствии с гипотезой, выдвинутой в 1911 г. известным пушкинистом П.Е.Щеголевым и поддержанной Л.П.Гроссманом, Т.Г.Цявловской, позднее - Н.В.Измайловым, «Посвящение» обращено к Марии Николаевне Раевской, в замужестве Волконской [10], отправившейся в ссылку в Сибирь за своим мужем, Сергеем Григорьевичем Волконским, одним из руководителей Южного общества.
Большой интерес представляет показанная на выставке книга «Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть», выпущенная в Санкт-Петербурге в 1829 г. Н.В.Измайлов считает, что именно с весны 1829 г., когда вышла в свет первая часть «Стихотворений», начинается последний период творчества поэта, охватывающий конец 20-х и 30-е годы и оканчивающийся осенью 1836 г., когда были написаны последние пушкинские стихотворения [11]. Таким образом, первые две части «Стихотворений» являются своеобразным итогом первого периода творчества поэта.
В первую часть включены стихотворения первого десятилетия творчества Пушкина (1815-1824 годы). Представляется важным постоянно помнить, что отбор произведений для печати здесь являет собой акт творческой воли автора, и исследователи пристально анализируют состав и принцип подбора каждого прижизненного сборника поэта. По мнению Н.В.Измайлова, в отличие от собрания стихотворений, изданных в 1826 г., где был проведен отбор произведений по жанровому принципу, в сборнике 1829 г. выявляется иная система отбора, внешне кажущаяся чисто хронологической, на самом же деле - «основанная на идейно-тематическом значении важнейших, определяющих и опорных произведений, выделенных почти в каждом году» [12]. В контексте такого подхода особый интерес вызывает состав сборника, где мы обнаруживаем такие шедевры пушкинского творчества, как «Лицинию», «Погасло дневное светило...», «Черная шаль. Молдавская песня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Чаадаеву» («В стране, где я забыл тревоги прежних лет...», «К Овидию», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге», «Гречанке», «Демон», «Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный...», «Ненастный день потух...», «К морю» («Прощай, свободная стихия...»), «Ночной зефир...», «Подражания Корану» и др.
«Борис Годунов» - произведение, законченное в 1825 г., но изданное только через 6 лет. В «Борисе Годунове» драматическое дарование Пушкина достигает шекспировского накала [13]. В письме Н.И.Гнедичу из Михайловского от 23 февраля 1825 г. (в конце письма рядом с датой Пушкин добавляет: «день объявления греческого бунта Александром Ипсиланти»), обсуждая новые переводы Гнедича греческого эпоса, Пушкин роняет замечательные слова: «История народа принадлежит поэту» [14], перефразированные из карамзинской «Истории государства Российского» («История народа принадлежит царю» [15]). Полная драматизма судьба издания «Бориса Годунова» была, во многом, обусловлена именно этой позицией Пушкина.
Экземпляр «Бориса Годунова» из собрания Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН полный, хотя без печатной обложки и не самой лучшей сохранности - бумага местами пожелтела, переплет (не старый по времени) разбит. Однако книга, на которой имя автора не напечатано на титульном листе, а упомянуто только в посвящении («Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин»), является истинной драгоценностью книжного собрания, обращающей нас к самым ярким страницам истории литературы пушкинской эпохи.
Конечно, внимание каждого посетителя выставки прижизненных изданий Пушкина привлечет первая полная публикация романа в стихах «Евгений Онегин», выпущенная в Санкт-Петербурге в 1833 г.
Прошло чуть больше года с момента выхода отдельным изданием последней, восьмой, главы «Онегина», и читающая публика смогла получить полный текст романа - первое единое «собранье пестрых глав». На титульном листе указано: «В типографии Александра Смирдина», на обороте его означено: «Издание книгопродавца Смирдина». Н.П.Смирнов-Сокольский пишет об этом издании: «Издал «Евгения Онегина» Смирдин весьма изящно, хотя и просто. По-видимому, большую часть тиража он выпустил в издательских переплетах, так как крайне редко встречаются экземпляры в печатных обложках...» [16]. Наш экземпляр именно такой - без обложки, в позднем любительском переплете. В начале 60-х годов XX в. Н.П.Смирнов-Сокольский замечал: «Евгений Онегин» в издании А.Смирдина 1833 года на антикварном рынке не представлял какой-либо особенной редкости. Сейчас, конечно, экземпляры его «подобрались»... [17].
И, наконец, особый интерес на выставке представляют первые четыре тома журнала «Современник», изданные Пушкиным в 1836 г. Это собственный журнал Пушкина, который просуществовал один год, и в 1837 г. выходил с названием: «Современник, литературный журнал А.С.Пушкина, изданный по смерти его...». С 1838 г. журнал стал собственностью П.А.Плетнева, пушкинского приятеля, который, по его собственным словам, «был для него всем - и родственником, и другом, и издателем, и кассиром» [18].
Первые восемь томов «Современника» (номера 1836 и 1837 гг.) буквально усеяны драгоценными пушкинскими текстами.
В первом томе находим поэтические произведения - «Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», перевод «Из А.Шенье» («Покров, упитанный язвительною кровью, / Кентавра мстящий дар...», прозу - «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» с включенным в пятую главу стихотворением «Стамбул гяуры нынче славят...», названным Пушкиным «началом сатирической поэмы, сочиненной янычаром Амином-Оглу», статья об архиепископе белорусском Георгии Конисском, послесловие к рассказу Султана Казы-Гирея «Долина Ажитугай» («Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей...»), заметка о сочинении Виланда «Вастола, или желания» («В одном из наших журналов дано было почувствовать, что издатель «Вастолы» хотел присвоить себе чужое произведение...»), статья о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя.
Второй том журнала содержит статьи Пушкина «Российская академия» и «Французская академия», предисловие к издаваемым Пушкиным запискам Н.А.Дуровой («В 1808 году молодой мальчик, по имени Александров, вступил рядовым в Конно-Польский Уланский полк...»), редакционные заметки, связанные с изданием журнала («Для очистки совести нашей...», «Статья, присланная нам из Твери...», Мы получили также статью г. Косичкина...»).
В третьем томе Пушкину принадлежат следующие тексты: примечание к повести Гоголя «Нос» («Н.В.Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального...»), статья «Мнение М.Е.Лобанова о духе и словесности как иностранной, так и отечественной», заметка «Об «Истории Пугачевского бунта» (Разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества» в январе 1835 года)», «Родословная моего героя (отрывок из сатирической поэмы)», статья «Вольтер» (разбор переписки Вольтера с президентом де Броссом), рецензия «Фракийские элегии. Стихотворения Виктора Теплякова, 1836», цикл анекдотов: «На Потемкина часто находила хандра. Он по целым суткам сидел один...», «Надменный в сношениях своих с вельможами, Потемкин был снисходителен к низшим...», «Молодой Ш. как-то напроказил. Князь Б. собирался пожаловаться на него самой государыне...», «Граф Румянцев однажды утром расхаживал по своему лагерю...», «Некто, отставной мичман, будучи еще ребенком, представлен был Петру I...», «Всем известны слова Петра Великого, когда представили ему двенадцатилетнего школьника Василья Тредьяковского...», «Граф Самойлов получил Георгия на шею в чине полковника...», «Государыня (Екатерина II) говаривала: «Когда хочу заняться каким-нибудь новым установлением...», «Петр I говаривал: «Несчастия бояться - счастья не видать», «Любимый из племянников князя Потемкина был покойный Н.Н.Раевский...», «Когда родился Иван Антонович, то императрица Анна Иоанновна послала к Эйлеру...»; стихотворения «Полководец» («У русского царя в чертогах есть палата...»), «Сапожник (притча)» («Картину раз высматривал сапожник...), ститья «Джон Теннер», «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико», «Словарь о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых сподвижниках благочестия местночтимых. 1836 г. СПб.»; заметки «Новый роман» («Недавно одна рукопись под заглавием: «Село Михайловское» - ходила по рукам и произвела большое впечатление...»), «Письмо к издателю» («Георгий Кониский, о котором напечатана статья в первом нумере «Современника»...», «С удовольствием помещая здесь письмо г. А.Б., нахожусь в необходимости дать моим читателям некоторые объяснения...», «От редакции».
В четвертом томе Пушкиным опубликованы: «Капитанская дочка», «Объяснение» («Одно стихотворение, напечатанное в моем журнале, навлекло на меня обвинение...», стихотворение 1831 г. «Перед гробницею святой», заметки «От редакции» (о сборнике князя Вяземского), «Кавалерист-девица, происшествие в России, в 2 част. Издал Иван Бутовский. СПб. При подписке 1 ч. выдается, а на 2 билет», «Ключ к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. 2 ч. М.».
В томах 5-8, вышедших после смерти Пушкина, были опубликованы: «Медный всадник. Петербургская повесть», стихотворение 1830 г. «Герой» («Да, слава в прихотях вольна...»), подборка, в журнале озаглавленная «Последние три стихотворения А.Пушкина»: «Лицейская годовщина» («Была пора: наш праздник молодой...»), «Молитва» («Отцы пустынники и жены непорочны...»), «Отрывок» («...Вновь я посетил...»), публицистические заметки «Последний из свойственников Иоанны д'Арк» («В Лондоне, в прошлом, 1836 году умер некто г. Дюлис...»), «О Мильтоне и Шатобриановом переводе «Потерянного рая» («Долгое время французы пренебрегали словесностию своих соседей...»); незаконченная пьеса «Сцены из рыцарских времен», включающая в сцены песни, одна - переделанная из стихотворения 1829 г. «Легенда» («Был на свете рыцарь бедный...»), другая - перевод шотландской песни («Воротился ночью мельник...»); драма «Русалка»; «Арап Петра Великого» - Пушкин называл это сочинение «Главы из исторического романа»; подробное изложение записок бригадира Моро-де-Бразе, касающиеся до турецкого похода 1711 г., сопровожденное предисловием и комментариями Пушкина; неоконченная поэма «Тазит», в первой публикации «Современника» (т.7) названная искаженным именем «Галуб» вместо «Гасуб», (так звали отца главного героя, Тазита); «История села Горюхина»; «Египетские ночи».
Другой знаменитый журнал первой половины XIX в., в котором принимал активное участие А.С.Пушкин - выходившая ежемесячно «Библиотека для чтения». В подзаголовке указано: «Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод». И далее: «Издание книгопродавца Александра Смирдина». Всего журнал выходил 30 лет, с 1834 по 1864 гг.
Пушкин в «Библиотеке для чтения» напечатал произведения, которые можно увидеть на выставке: 1834 год - «Гусар» («Скребницей чистил он коня...», написано 18 апреля 1833 г.), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» («Царь с царицею простился...», датирована 4 ноября 1833 г.), «Будрыс и его сыновья» («Три у Будрыса сына, как и он, три литвина...», написано в Болдине 28 октября 1833 г.), «Воевода» («Поздно ночью из похода...», написано, как и предыдущее стихотворение, 28 октября 1833 г. в Болдине), «Пиковая дама. Повесть», «Красавица» («Все в ней гармония, все диво...», написано, видимо, в мае 1832 г.), «Подражания древним» (оба стихотворения взяты Пушкиным из книги Лефевра «Пир мудрецов», заключающей переводы с греческого; автор первого - Ксенофан из Колофона, VI в. до н.э.; автор второго - Гедил, III в. до н.э.); «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», написана 8 сентября 1830 г.), «Два любопытные документа о Пугачеве» (1. Показание жены Пугачева. 2. Показание атамана Фомина), «Петербург. Отрывок из поэмы» (начало петербургской повести «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн...» до слов «...Тревожить вечный сон Петра!»); «Кирджали. Повесть».
В 1835 году Пушкин опубликовал в «Библиотеке для чтения» следующие произведения: в 14-й книге - «Сербскую песню» («Что ты ржешь, мой конь ретивый...» - последнее, 16-е стихотворение цикла «Песни западных славян»); в 15-й - остальные 15 стихотворений «Песен западных славян» («1. Видение короля», «2. Янко Марнавич», «3. Битва у Зеницы-Великой», «4. Феодор и Елена», «5. Влах в Венеции», «6. Гайдук Хризич», «7. Похоронная песня, Иакинфа Маглановича», «8. Марко Якубович», «9. Бонапарт и черногорцы», «10. Соловей», «11. Песня о Георгии Черном», «12. Воевода Милош», «13. Вурдалак», «14. Сестра и братья», «15. Яныш королевич»); «Сказка о рыбаке и рыбке».
Кроме того, на выставке демонстрируются многочисленные пушкинские публикации в журналах и альманахах «Полярная звезда», «Северные цветы», «Невский альманах», «Опыт русской анфологии», «Новоселье».
Таким образом, в фондах ГПНТБ СО РАН «прижизненный Пушкин» представлен достаточно полно, чтобы можно было говорить о научном, культурном и просветительском значении подобного собрания для духовной жизни крупнейшего сибирского города.
Совершенно очевидна драгоценность прижизненных пушкинских изданий... Совершенно понятны и оправданы те меры, которые видит любой посетитель, рассматривающий на выставке пушкинские книги - под толстым стеклом, запертые на надежный замок - разворот двух страниц.
Это беда, не дающая много десятилетий покоя библиотекарям - ведь им нужно выполнять две задачи, исключающие друг друга: дать книгу в руки человеку и, одновременно, сохранить ее для будущих поколений читателей.
Такая постановка проблемы оказывается одним из практических поворотов традиционной, неразрешенной до сих пор дилеммы, решать которую, тем не менее, постоянно приходится хранителям культурных ценностей в музеях, библиотеках, архивах - «сохранность или доступность», чему отдать предпочтение?
Такая проблема стояла и перед устроителями пушкинской юбилейной выставки - все можно показать, но под стеклом, не давая в руки читателю (а как же сохранность?). И было понятно, что каждое издание может быть показано только раскрытым или на титульном листе, или на развороте двух страниц, и тогда многие-многие аспекты жизни первопечатных пушкинских текстов останутся за пределами восприятия посетителей-читателей выставки. И невольно в очередной раз приходит в голову мысль о том, что книга может жить, существовать только в руках человека - только тогда стопка листов бумаги, покрытых черными значками букв, оживут в человеке, произведут свое, предназначенное автором, действие в его душе, бумага и буквы превратятся в Книгу.
В качестве эксперимента, для которого пушкинские прижизненные издания подходят превосходно, было решено сделать электронную версию выставки, с которой мог бы познакомиться не только реальный, но и виртуальный посетитель библиотеки. Каждое издание, лист за листом, с сохранением всех особенностей конкретного экземпляра, было снабжено комментарием и записано в формате графических файлов на оптический диск. Была идея разместить выставку и на библиотечном сервере ГПНТБ, чтобы выставка была доступна через сеть Интернет, но пока эта идея до конца не реализована из-за технических трудностей.
Продолжение пушкинской темы мы видим в подготовке сначала традиционной книжной выставки на тему: «Пушкинская эпоха в книжных памятниках», а затем и ее электронной версии. Цель этой работы - создать представление о том контексте, в котором сформировалась и развивалась личность и творчество Пушкина, осветившие собой целую эпоху российской истории. Здесь найдут себе место не только издания друзей и единомышленников Пушкина, но и книги, журналы, альманахи идейных и духовных оппонентов поэта. В своей совокупности такие книги будут являть собой самый яркий показатель напряженной духовной жизни эпохи. А включение выставки в сеть Интернет позволит многим пользователям - и любителям отечественной словесности, и людям, профессионально занимающимся историей литературы, - соприкоснуться с электронными версиями полных текстов (в изданиях начала XIX в.) произведений Державина и Жуковского, Рылеева и Бестужева, Сенковского и Булгарина, Греча и Надеждина, рассмотреть все материалы знаменитого журнала «Вестник Европы» почти за четверть века его существования, увидеть полный состав альманахов и сборников пушкинской поры.
Нам представляется важным еще один аспект сибирской коллекции пушкинских изданий. Пушкинские книги, выпущенные при жизни поэта, книги пушкинских современников, проведшие более полутора веков за пределами Сибири, сегодня собраны в крупнейшей русской провинциальной библиотеке, включены в интеллектуальную жизнь города, региона и становятся не только прекрасной иллюстрацией духовной жизни минувших времен, но и ярким показателем культурного уровня сегодняшнего дня.
Пушкин - на корабле современности, Пушкин - в Интернете.

Е.И.Дергачева-Скоп, В.Н.Алексеев


П р и м е ч а н и я
 
1Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина, о книгах других авторов, им изданных, о его журнале «Современник», о первом посмертном собрании сочинений, а также о всех газетах, журналах, альманахах, сборниках, хрестоматиях и песенниках, в которых печатались произведения поэта в 1814-1837 годах. С приложением снимков с иллюстраций, портретов, заглавных листов и обложек. - М.; изд-во Всесоюзн. кн. палаты, 1962. - С.24.
2Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина... С.148-149.
3Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина... С.149-156.
4Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 т. Т.4. М.; изд. Акад. наук СССР, 1957. С.495-500.
5Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина... С. 176-177.
6Цит. по кн.: Измайлов Н.В.. Очерки творчества Пушкина. Л.; Наука, 1976. С.113.
7Там же. С.123.
8Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина... С.208.
9Там же. С.209.
10Подробный анализ гипотезы о посвящении «Полтавы» М.Н.Волконской (Раевской) см.: Измайлов Н.В.. Очерки творчества Пушкина.. С.96-109.
11Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. С.213.
12Там же. С.216.
13См., например: Алексеев М.П. Пушкин и Шекспир // Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л.; Наука, 1972. С.240-280; Франк С. Светлая печаль // Пушкин в философской критике. Конец XIX - первая половина XX вв. М.; Книга, 1990. С.468.
14Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 т. Т.10. Письма. М.; изд. Акад. наук СССР, 1958. С.126.
15Там же. С.678.
16Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина... С.312.
17Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина... С.319.
18Пушкин и его современники. Материалы и исследования. Т.XIII. С.136.

Сибирская пушкинистика сегодняСборник



Городок | О библиотеке | Музей Книги | Новости | Партнеры | ИнфоЛоция | Библиография | Поиск

© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:50:20 2019. Размер: 57,958 bytes.
Посещение N 9373 с 04.10.2000