Коптюг В.А. Обзор материалов Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) - Глава 8

Rambler's Top100
Конференция ООН по окружающей среде и развитию - Содержание Конференция ООН по окружающей среде и развитию
 
 

Глава 8. УЧЕТ ВОПРОСОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В Повестке дня на XXI век ставится задача преодоления традиционного разделения вопросов экономики, социальной сферы и экологии и перехода к комплексному учету всех факторов при принятии решений на всех уровнях с обеспечением более широкого участия общественности в подготовке решений (п.п. 8.2 - 8.6).

«Правительствам... следует принять национальную стратегию устойчивого развития на основе осуществления решений, принятых на Конференции, включая Повестку дня на XXI век... К числу ее целей должно относиться обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране ресурсов и окружающей среды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком участии всех слоев общества» (п. 8.7).

К числу наиболее важных средств воплощения политики в области охраны окружающей среды и развития в конкретные действия относится законодательно-правовая база, «причем не только потому, что она создает основу для применения «административно-командных» методов, но и потому, что выполняет роль нормативно-правовой основы для экономического планирования и функционирования рыночных механизмов» (п. 8.13).

К сожалению, законотворческая деятельность в этой сфере во многих странах осуществляется спорадически и несогласованно. В связи с этим «чрезвычайно важно разрабатывать и реализовывать комплексные, обеспеченные правовыми санкциями, эффективные законы и постановления, которые основаны на рациональных социальных, экологических, экономических и научных принципах». Чрезвычайно важно также разрабатывать действенные программы по обзору и обеспечению соблюдения принимаемых законов, постановлений и стандартов (п. 8.14). Важное значение имеет также принятие регламентирующих актов местными органами власти (п. 8.15).

«Природоохранное законодательство и соответствующие регулирующие механизмы имеют важное значение, однако нельзя ожидать, что они сами по себе позволят решить проблемы окружающей среды и развития. Дополнительное значение для формирования подходов и поведения в отношении окружающей среды имеют цены, рынки и правительственная бюджетно-финансовая и экономическая политика» (п. 8.27).

«В течение последних нескольких лет правительства многих... стран во все большей степени использовали экономические подходы, включая подходы, ориентированные на рыночные отношения. В качестве примеров можно привести применение принципа «загрязнитель платит» и более современной концепции «платит пользователь природных ресурсов» (п. 8.28).

Следует заметить, что последние примеры отнюдь не являются специфичными для системы регулирования, основанной на чисто рыночных отношениях. Это элемент государственного экономического регулирования в рамках любой системы, о чем свидетельствует, в частности, использование принципа «загрязнитель платит» в странах Восточной Европы в предшествующие годы.

Рыночной системе, движущей силой которой является стремление к максимальному извлечению прибыли, внутренне не присуще стремление к защите окружающей среды и сохранению всех видов ресурсов.

Дружная блокада со стороны США и нефтедобывающих стран во главе с Саудовской Аравией возможности включения в Конвенцию ООН по климатическим изменениям ограничений на выбросы углекислого газа в атмосферу, что грозило бы падением цен на мировом рынке нефти и лишением сверхприбылей нефтедобывающих картелей, монополизировавших этот рынок, является ярким примером противостояния интересов рынка и движения к устойчивому развитию даже на уровне межгосударственных отношений.

Определенный поворот рыночной системы в сторону интересов устойчивого развития может быть осуществлен только через систему государственного экономического регулирования, что возможно в странах, в которых такое регулирование достаточно хорошо отработано. Но и здесь требуется накопить опыт.

Не случайно поэтому в документе вопросы использования рыночных стимулов изложены весьма осторожно:

- «приступить к постоянному накапливанию опыта в области экономических и рыночных механизмов» (п. 8.32);

- «использовать, по мере возможности, рыночные принципы в разработке экономических механизмов и политики, направленных на обеспечение устойчивого развития» (п. 8.31 е) и т.д.

Главная же задача государственного экономического регулирования ясна - прекратить обращаться с окружающей средой как с «бесплатным товаром» и перейти к такому ценообразованию, которое стимулировало бы достижение целей устойчивого развития (п.п. 8.31 а и 8.32 е).

Здесь заложены возможности стимулирования природоохранной деятельности производителей и применительно к рыночной системе через конкурентную борьбу за рынок в рамках цен на товары, включающих «экологическую» компоненту, но остающихся приемлемыми как для производителя, так и для покупателя.

«Учитывая, что экономические и рыночные механизмы стали применяться сравнительно недавно, следует активно поощрять обмен информацией об опыте различных стран в применении таких подходов» (п. 8.35).

 СО РАН 
  
 
Глава 8. Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений // Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). - Новосибирск: СО РАН, 1992. - С.39-40.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)  

Модификация: Wed Feb 27 14:49:16 2019 (15,510 bytes)
Посещение 2059 с 23.09.2011