V.1. КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ
ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЮ
"Мир науки", N 4, 1992 г.
С 3 по 14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне глав государств и правительств проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию.
Промышленное развитие является основой экономического развития и улучшения социально-экономического положения людей. Однако во всем мире этот процесс идет без должного учета невозобновляемости ресурсов и без понимания того факта, что восстановительные способности природы не беспредельны.
В последние десятилетия значительная часть принципиально новых технических и технологических решений принималась в процессе создания и совершенствования вооружений. Проблема выживания рассматривалась с позиции обеспечения обороноспособности и нанесения ответного удара. При этом компенсация экологических издержек перекладывалась на плечи будущих поколений.
Сегодня угроза выживанию вызвана быстрой деградацией природной среды вследствие человеческой деятельности. Эта угроза имеет глобальный характер и затрагивает все страны. Серьезная обеспокоенность состоянием природной среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты прозвучала еще на Стокгольмской конференции ООН в 1972 г., на которой была создана специальная структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Г.X.Брундтланд, возглавлявшей работу этой комиссии. После этого широкое распространение получил термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения достигается без лишения такой возможности будущих поколений.
В декабре 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призвавшую провести на уровне глав государств и правительств специальную конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития.
Работа по подготовке Конференции ООН по окружающей среде и развитию велась подготовительным комитетом во главе с Т.Кохом (Сингапур) под общим руководством генерального секретаря конференции М.Стронга (Канада).
В работе комитета принимали участие представители более 170 стран, подготовившие три основных документа конференции - Декларацию по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов и Повестку дня на XXI век, формулирующую основные задачи человечества на рубеже тысячелетий.
Одновременно шла работа специального межправительственного комитета ООН (председатель Ж.Рипперт, Франция) по подготовке в рамках ЮНЕП проекта Конвенции об изменении климата и проекта Конвенции о сохранении биологического разнообразия.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию начала работу 3 июня 1992 г. Ее открыл Генеральный секретарь ООН Б.Бутрос Гали, подчеркнувший историческую значимость этого события и то обстоятельство, что конференция должна стать поворотным моментом в деятельности ООН и ее структур. "Никогда ранее в истории, - подчеркнул он, - так много не зависело для вас самих, для других, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете".
Генеральный секретарь конференции М.Стронг отметил, что глобальные нарушения в природной среде продолжают нарастать, поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть такие проблемы, как характер производства и потребления в промышленно развитых государствах, разрушающий системы, поддерживающие жизнь на Земле; взрывоопасный рост численности населения; углубляющееся неравенство между богатыми и бедными, которое ввергает 75% человечества в борьбу за выживание; экономическая система, не учитывающая экологические ценности и ориентированная на неограниченный рост.
Рост населения в развивающихся странах и экономический рост в промышленно развитых странах создают дисбаланс как в экологическом, так и в экономическом плане. С 1972 г. численность населения планеты увеличилась на 1,7 млрд человек. Такое положение дальше не может сохраняться. Численность населения должна быть стабилизирована и причем достаточно быстро.
За этот же период совокупный мировой общественный продукт возрос на 20 трлн долл., но только 15% этого прироста пришлось на долю развивающихся стран. В промышленно развитом государстве ребенок потребляет в 20-30 раз больше ресурсов, чем ребенок в развивающейся стране. Такая модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми. Следование по этому пути может привести цивилизацию к краху. Все эти обстоятельства вызывают необходимость формирования новой модели, ведущей к устойчивому развитию.
К решительным действиям призвала в своем выступлении премьер-министр Норвегии Г.X.Брундтланд. По ее мнению, история человечества достигла рубежа, за которым становится неизбежным изменение политики. Сокращение вооружений можно использовать для финансирования наиболее неотложных мер по обеспечению экологической безопасности. Настоятельно необходим переход к устойчивому развитию.
Конференция сформировала рабочий комитет (председателем которого был утвержден представитель Сингапура в ООН Т.Кох). В его работе приняли участие министры, ответственные за экологию, а в конце конференции - главы государств и правительств. В рамках комитета было создано восемь рабочих групп по следующим проблемам: финансовые ресурсы, передача технологий, проблемы атмосферы, биологическое разнообразие и биотехнологии, ресурсы пресной воды, правовые инструменты, институциональные меры, защита лесов.
Для понимания новой расстановки сил на мировой арене, обусловленной, в частности, необходимостью перехода к новой модели развития, следует учитывать позиции некоторых стран по ряду вопросов. Весьма негативный отклик в мире получили особые мнения США по нескольким проблемам, и прежде всего их отношение к проблеме сохранения биологического разнообразия, сокращению выбросов двуокиси углерода в атмосферу и сохранению лесов. Необходимость принятия Конвенции о сохранении биологического разнообразия является очевидной. Число разновидностей биологических организмов на планете огромно. К настоящему времени описано около 1,4 млн последних, хотя, по оценкам, их общее число составляет не менее 5 млн. Специалисты утверждают, что в связи с деградацией природной среды ежегодно исчезает 10-15 тыс. разновидностей (преимущественно простейших) организмов. Это означает, что в ближайшие 50 лет планета потеряет от четверти до половины своего биологического разнообразия, формировавшегося сотни миллионов лет. Многие разновидности исчезнут еще до того, как мы узнаем об их существовании. В связи с этим генеральный директор ЮНЕП М.Толба заметил: "Если бы Чарльз Дарвин жил в наши дни, его усилия, вероятно, были бы направлены не на изучение происхождения видов, а на описание процесса их исчезновения".
Биосфера является не только важнейшим элементом целостного природного комплекса, но и уникальным банком генетических ресурсов, на которых основаны работы по выведению новых сортов растений и пород животных, изысканию новых микроорганизмов и другого генетического материала для биохимических процессов и биотехнологий, по созданию лекарственных препаратов.
Если ранее в селекционной работе основное внимание уделялось высшим формам растений и животных, то с развитием методов генной инженерии и биотехнологий возрос интерес к простейшим формам.
С точки зрения биологического разнообразия особо выделяются тропические страны. По имеющимся оценкам, в тропических лесах, в прибрежных водах тропических стран и в зонах коралловых рифтов обитает до двух третей всех биологических видов планеты.
С другой стороны, разработка биотехнологических процессов требует очень серьезной научной базы, поэтому она осуществляется в основном в промышленно развитых государствах, при этом существуют огромные возможности применения биотехнологии в растениеводстве, животноводстве, медицине, экологии. Сегодня стоимость продукции, производимой с использованием биотехнологии, оценивается в 4 млрд долл., а к 2000 г. ожидается ее рост до 40-50 млрд долл. в год. Этим объясняется жесткая конкурентная борьба в области биотехнологии между компаниями США, стран Западной Европы и Японии.
Складывается своеобразная ситуация, когда генетический материал поступает в основном из развивающихся стран, а выгоды от использования созданных на основе этого материала биотехнологий получают только промышленно развитые государства. Развивающиеся страны требуют передачи им части этой прибыли для проведения мероприятий по сохранению биологического разнообразия или передачи им на льготных условиях новых технологий, созданных на основе их генетических материалов и способных прямо или косвенно содействовать решению вопросов охраны окружающей среды и, следовательно, сохранению биологического разнообразия.
Однако здесь возникает узел сложных проблем, связанных с тем, что на пути удовлетворения претензий развивающихся стран стоят не только налогоплательщики промышленно развитых стран, но и право собственности на запатентованные технологии, так как глава государства или правительства не может нарушить право частной или корпоративной собственности.
По всем проблемам, связанным с передачей новых технологий, США занимают жесткую позицию, полагая, что решения по этим вопросам должны приниматься на основе двусторонних переговоров.
Проект Конвенции о сохранении биологического разнообразия подготовлен ЮНЕП с участием Института мировых ресурсов, Международного союза сохранения природы, других международных и национальных организаций и согласован с представителем США. Поэтому заявление Дж.Буша накануне конференции о том, что Соединенные Штаты не подпишут Конвенцию о сохранении биологического разнообразия, было неожиданным. Отказ от подписания ранее согласованного документа вызвал негативную реакцию. Президент США полагал, что его поддержат другие промышленно развитые страны, но этого не произошло, так как они не захотели вступать на путь конфронтации с большей частью мирового сообщества. Первым о своем несогласии с США заявил премьер-министр Канады Б.Малруни, затем его поддержали руководители других промышленно развитых стран.
Конвенция была открыта для подписания 5 июня, а к концу конференции (14 июня) ее подписали 153 государства. Для вступления в силу она должна быть ратифицирована 30 странами.
Признание права каждой страны на свои генетические ресурсы усиливает ее позиции на переговорах о передаче новых технологий. Можно ожидать, что будут предприняты серьезные усилия по инвентаризации генетического материала и введению более жесткого контроля за его вывозом за рубеж. Это следует сделать и России. Для этого ей необходимо выработать собственную точку зрения на нарастающие тенденции патентного права для защиты использования биоорганизмов и генных структур.
Соединенные Штаты занимают особую позицию и по вопросу сокращения выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов. Вклад в парниковый эффект двуокиси углерода, хлорфторуглеродов (в частности, фреонов), метана, озона и окислов азота составляет соответственно 50, 20, 16, 9 и 5%. Поскольку ограничения на выбросы хлорфторуглеродов установлены Венской конвенцией об охране озонового слоя (1985 г.), Монреальским протоколом об ограничении использования веществ, разрушающих озоновый слой (1987 г.), и последующими уточнениями к нему от 1990 г., в рассматривавшихся на конференции документах под парниковыми газами в основном понимается двуокись углерода.
Главными антропогенными источниками двуокиси углерода являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе, поэтому основные выбросы двуокиси углерода приходятся на промышленно развитые государства: США - 25%, бывший СССР - 19, страны Европейского экономического сообщества - 14, Китай - 10, весь остальной мир - 32% (данные 1986 г.). Истоки глобального изменения климата кроются в чрезмерном потреблении ресурсов промышленно развитыми странами.
Из документов конференции и хода дискуссий ясно, что мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения, что, например, уже сделано применительно к выбросам хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой.
Переход к квотированию означает, что многим промышленно развитым государствам придется приобретать квоты на выбросы, в частности двуокиси углерода, поэтому даже с учетом политики энергосбережения, проводимой США и странами Западной Европы, Соединенные Штаты окажутся в невыгодном положении, так как здесь самое большое потребление энергоресурсов на душу населения. Поэтому США стремятся отодвинуть решение проблемы квотирования.
Следует заметить, что Конвенция об изменении климата допускает рассмотрение в качестве субъекта, который должен принимать меры по сокращению выбросов парниковых газов, не только отдельные страны, но и экономические сообщества. Смысл такого шага состоит в возможности маневрирования квотами внутри сообщества, что следует иметь в виду и странам СНГ.
Конвенция об изменении климата была открыта для подписания 4 июня, а к концу работы конференции ее подписали 153 страны, в том числе и США. Для вступления Конвенции в силу необходима ее ратификация 50 государствами.
Конвенция называется "рамочной", поскольку она обозначает основные вехи, на которые должны ориентироваться государства при выработке мер, направленных на снижение угрозы глобального изменения климата. Детализация и регламентация последующих шагов будут осуществляться с помощью дополнительных протоколов.
Соединенные Штаты выступили с инициативой подготовки развернутого документа по сохранению лесного покрова планеты, прежде всего тропических лесов. Занимая 7% суши, тропические леса являются местом обитания 50-80 тыс. видов живых организмов. В тропическом лесу на площади 1000 га можно насчитать около 2000 видов растений, 400 видов птиц, 150 видов бабочек, огромное множество разновидностей насекомых и микроорганизмов.
В XX в. уничтожено около половины тропических лесов, ежегодно теряется 16-17 млн га. Крупномасштабная вырубка тропических лесов вызвана как внутренними нуждами (расчистка территорий под сельскохозяйственные угодья, использование древесины в качестве строительного материала и топлива), так и наращиванием экспорта лесной и сельскохозяйственной продукции для погашения внешнего долга и решения социально-экономических проблем. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития во многих случаях обосновывали предоставление кредитов увеличением производства кофе, какао, оливкового масла, природного каучука, а в связи с истощением почв это вело к вырубке лесов. Низкие цены на продукцию развивающихся стран на мировом рынке и протекционистская политика промышленно развитых государств по отношению к своим внутренним рынкам не позволяют большинству развивающихся стран ликвидировать или хотя бы стабилизировать свою внешнюю задолженность.
Поэтому многие развивающиеся страны рассматривают постановку на конференции вопроса о вырубке лесов как попытку переложить ответственность за стабилизацию и последующее снижение содержания двуокиси углерода в атмосфере на их плечи.
Действительно, сокращение площади под лесами и их деградация характерны в той или иной степени для всех стран мира. Ежегодно заготавливается 3,4 млрд м3 древесины, причем половина этого объема приходится на долю Канады, США и бывшего СССР. Темпы обезлесения быстро нарастают. Половина потерь лесов произошла в последние 20 лет.
Большой ущерб лесам наносят пожары. В Канаде ежегодно от них гибнет около 2 млн га, а всего в 1989 г. выгорело 7 млн га лесов. Лесные пожары опасны не только потерями запасов древесины и лесного покрова. Вместе с сжиганием древесины в качестве топлива они занимают второе место после сжигания ископаемых топлив по выбросам окиси углерода в атмосферу.
При увеличении численности населения Земли до 8,5-10 млрд человек эти источники могут превзойти существующий уровень промышленных выбросов двуокиси углерода.
С точки зрения сохранения биологического разнообразия особенно велика роль первичных (девственных) лесов, которых на планете осталось немного, например, в США их всего 5%. Поэтому наряду с политикой рационального использования и восстановления лесов серьезное внимание должно уделяться расширению зон охраняемых и заповедных первичных лесных массивов, и предложения развивающихся стран расширить рамки этой проблемы на все виды лесов были приняты в ходе подготовительного процесса.
Сложнее оказалось найти понимание в вопросе либерализации международной торговли для увеличения доходов развивающихся стран от экспорта и получения средств для реализации мероприятий по сохранению и устойчивому развитию лесов.
Конференция приняла важное, но не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех лесов. Предстоит большая работа по подготовке на основе этих принципов документов обязательного характера.
В промышленно развитых странах многое делается для защиты окружающей среды. В Соединенных Штатах за последние 20 лет выбросы автомобильным транспортом свинца сократились на 97% и окиси углерода на 41%, общие выбросы в атмосферу твердых частиц уменьшились на 59%, улучшилось состояние водных ресурсов и природных парков.
Серьезную заявку на лидирующую роль в решении проблем окружающей среды и устойчивого развития сделала Япония. В распространенном на конференции послании премьер-министра Японии К.Миядзавы отмечается, что в ходе быстрого экономического развития после второй мировой войны Япония пережила период серьезного загрязнения окружающей среды. Это побудило правительство усилить природоохранное регулирование, которое стало одним из самых строгих в мире. Страна взяла курс на экономное потребление энергии и ресурсов и существенно улучшила состояние своей природной среды.
В послании участникам конференции Президента России Б.Н.Ельцина среди других содержались следующие предложения:
3. Выделить часть ресурсов, высвободившихся за счет снижения военных расходов, на решение проблем защиты окружающей среды и развития, придать этой тенденции глобальный характер, затрагивающий взаимоотношения в рамках всей геополитической системы, а не только между Востоком и Западом.
4. После полного экологического обследования использовать территории, высвобождаемые в результате разоружения, для создания национальных парков и охраняемых заповедников.
5. Поддержать предложения о развитии Глобальной системы мониторинга окружающей среды и об обмене экологической информацией в масштабе всей планеты и в рамках отдельных регионов.
6. Усилить и дополнить Центр срочной экологической помощи ООН системой международного сотрудничества по прогнозированию, анализу причин и устранению последствий непредвиденных и противоречивых экологических ситуаций.
7. В период, когда Россия и Франция приостановили испытания ядерного оружия, направить усилия на достижение всеобщего моратория, в котором должны принять участие все ядерные державы.
Сохранение мира, стабилизация политической обстановки и сокращение военных расходов рассматривались на конференции как необходимые предпосылки реализации концепции устойчивого развития.
В выступлении на конференции вице-президента России А.В.Руцкого прозвучало интересное предложение о создании "химического" аналога МАГАТЭ - органа, координирующего усилия по обеспечению безопасности химической промышленности.
Министр экологии и природных ресурсов России В.И.Данилов-Данильян охарактеризовал состояние природной среды Российской Федерации как весьма тревожное, но вместе с тем он отметил, что Россия уже прошла тот период развития, когда экономический рост носил природоразрушительный характер. Он отметил также, что Россия как лесная держава могла бы сыграть серьезную роль в усилиях мирового сообщества по сохранению и рациональному использованию лесов, добавив, что "проблема лесовосстановления, касающаяся как тропических лесов, так и лесов умеренной и бореальной зон, требует существенных финансовых затрат, источники которых должны формироваться за счет национальных и международных фондов. Поэтому Россия как страна с переходной экономикой наряду с развивающимися странами могла бы использовать финансовую, техническую и технологическую поддержку мирового сообщества, направленную на сохранение и расширение лесов".
Документом первостепенной важности, рассмотренным на конференции, явилась Декларация по окружающей среде и развитию, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения устойчивого развития.
Декларация включает в себя 27 рекомендательных принципов, раскрывающих существо и цели движение к устойчивому развитию, соотношение национальных и общечеловеческих интересов, роль государства и различных слоев населения. В этом документе заложен принцип упреждения на стадии принятия решений для предотвращения крупного ущерба окружающей среде.
Экономическая и политическая цена крупных решений очень велика, а принимать их, как правило, приходится в условиях неопределенности. Например, пока еще не до конца понятны факторы, определяющие тенденцию глобального потепления климата и образования "озоновых дыр", включая соотношение природных и антропогенных компонент, однако потенциальная угроза человечеству настолько велика, что недопустимо игнорировать эти тенденции и не принимать упреждающих мер.
В этой связи представляет интерес выступление польского писателя С.Лема на одной из встреч во время конференции, который сказал: "Необходимость выбора между цивилизацией, опирающейся на правление знатоков-экспертов, и цивилизацией с правлением политических лидеров, демагогически обещающих "все", а на деле не способных дать почти ничего, будет все более острой. Остается только уповать, что когда-нибудь наступит время проверки профессиональной пригодности как экспертов-специалистов, так и политиков (проверки, одинаково тщательной для тех и других). Ведь общая тенденция, заметная буквально повсюду, в том числе в США, такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности правящих".
С очень большим трудом шло согласование Повестки дня на XXI век, представляющей собой программу действий государств в соответствии с решениями конференции.
Особенно острыми были дебаты по проблемам атмосферы, биологического разнообразия, биотехнологий и лесов. Ряда компромиссов удалось достичь благодаря принятию предложения развивающихся стран о необходимости подготовки международной конвенции об опустынивании. Вопрос о создании соответствующего международного комитета будет включен в повестку дня 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Что касается финансирования всех этих мероприятий, то в конце 1990 г. был создан Глобальный экологический фонд для оказания помощи развивающимся странам по проектам, принятым в рамках международных соглашений по проблемам окружающей среды. Этот фонд должен финансировать и мероприятия по двум обсуждавшимся на конференции конвенциям. Финансирование фонда осуществляют Международный банк реконструкции и развития, Программа ООН по развитию и Программа ООН по окружающей среде. В настоящее время осуществляются 72 проекта на общую сумму 584 млн долл. из зарезервированных 1,3 млрд долл.
По оценкам секретариата конференции, на осуществление в развивающихся странах всех мероприятий по Повестке дня на XXI век потребуется свыше 600 млрд долл., при этом около 125 млрд долл. должны быть предоставлены международным сообществом в виде субсидий или на льготной основе.
На заключительном заседании 14 июня 1992 г. были утверждены Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов и Повестка дня на XXI век.
На конференции обсуждалась также роль науки в подготовке и реализации ее решений. Неоднократно отмечалось, что без опоры на науку и укрепления связи науки с правительственными структурами, промышленностью и общественностью невозможно решить задачи сохранения окружающей среды и развития, поскольку речь идет о принципиально новых подходах.
Президент Международного союза научных союзов (МСНС) профессор М.Меннон отметил, что МСНС с удовлетворением принял предложение об участии в подготовке конференции. Проведенная под эгидой МСНС, академии наук развивающихся стран и Международного совета общественных наук в ноябре 1991 г. в Вене Конференция по задачам науки в области окружающей среды и развития дала много материалов для Повестки дня на XXI век, и сегодня одной из важных задач науки становится поддержка этой программы действий. Особое место в деятельности ученых должно занять изучение природы во всех ее взаимосвязях.
Подводя итоги работы конференции, М.Стронг подчеркнул беспрецедентный масштаб и значимость этого события. "Мир после конференции должен стать другим, - заявил он. - Другими должны стать дипломатия и система международных отношений, ООН и правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию. Мы выживем только все вместе, в противном случае не выживет никто". По предложению М. Стронга конференция поддержала инициативу представителя Бразилии по созданию в Рио-де-Жанейро Международного центра по устойчивому развитию.
Одновременно с работой конференции в Рио-де-Жанейро проходило еще несколько мероприятий, в том числе Глобальный форум представителей неправительственных организаций. Форум был задуман как мероприятие, демонстрирующее необходимость тесного взаимодействия правительств и неправительственных организаций при обсуждении проблем устойчивого развития и выработке рекомендаций.
Это мероприятие привлекло около 17 тыс. участников из 165 стран и 7650 национальных и международных неправительственных организаций, включая Международный союз научных союзов и Международный союз сохранения природы, ВФНР. Повестка дня включала 365 встреч для обсуждения различных аспектов затрагиваемых конференцией проблем.
Вовлечение неправительственных организаций в подготовительный процесс способствовало осознанию общественностью неразрывности задач сохранения окружающей среды и экономического развития. К началу работы форума были сформулированы следующие положения:
- экономическое развитие без учета проблем экологии ведет к превращению Земли в пустыню;
-экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
- равенство без экономического развития - это нищета для всех;
- экология без права на действия становится частью системы порабощения;
- право на действия без экологии открывает путь к коллективному самоуничтожению.
На этих встречах и на конференции был распространен Гейдельбергский призыв, подписанный 300 видными учеными, в том числе 52 нобелевскими лауреатами, адресованный главам государств и правительств. В нем ученые заявляют о всемерной готовности приложить усилия для сохранения нашего общего достояния - планеты Земля, ресурсы которой должны стать предметом наблюдения и защиты. Вместе с тем они подчеркивают, что инвентаризация, наблюдение и сохранение природной среды должны быть основаны на научных критериях, а не на иррациональных убеждениях.
В ходе работы форума обсуждались также документы, рассмотренные конференцией. По проблеме лесов форум поддержал позицию конференции о целесообразности разработки полномасштабной конвенции по лесам. Была согласована трактовка понятия "устойчивое лесовоспроизводство",
означающего "поддержание способности лесов постоянно воспроизводить древесину и другие продукты, а также их роли в сохранении биологического разнообразия и обеспечении устойчивого качества жизни местных жителей".
В рамках форума был подготовлен ряд резолюций в адрес конференции и правительств по вопросам окружающей среды и развития, однако конструктивный диалог между форумом и конференцией достигнут не был.
Еще одним крупным мероприятием была встреча религиозных и парламентских лидеров мира в рамках Глобального форума, призванная подчеркнуть необходимость единства духовного и прагматического начал в выработке и реализации решений конференции, а также привлечь внимание парламентариев к необходимости законодательного обеспечения реализации решений конференции.
|