Коптюг В.А. Наука спасет человечество (Новосибирск, 1997) - Предложения СО РАН по стабилизации российской науки

Rambler's Top100
Наука спасет человечество - Содержание
 
 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО РАН ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ НАУКИ

"Российская наука: состояние и проблемы развития"
(Материалы II Всероссийского семинара).
11-12 февраля 1991 г. - Обнинск, 1991 г.

Предложения были подготовлены академиком В.А.Коптюгом на основе обсуждения с членами Президиума СО РАН предложений научных центров СО РАН и Сибирского отделения РАСХН и направлены в декабре 1996 г. в виде записки в ГКНТ и Президиум РАН. После дополнительного обсуждения на Президиуме СО РАН и Президиумах Иркутского и Бурятского научных центров в январе 1997 г. эти предложения были дополнены и окончательно сформулированы и.о. председателя Отделения академиком Н.Л.Добрецовым. (Прим. ред.)

В основе предложений СО РАН лежат три положения:

1. Реальное изменение положения в российской науке возможно только при изменении общей ситуации в стране и решительном повороте экономической и политической стратегии в сторону национальных и социальных приоритетов, согласованных с концепцией устойчивого развития. Движение нынешним курсом, как и возвращение к прежней системе, бесперспективны, необходимо серьезное усиление государственного регулирования в области экономики и научно-технической политики.

2. В рамках такой концепции в качестве первых шагов по смене курса нужна система мер, перечисленная в общих формулировках в таблице. Ни одно отдельно взятое предложение не может дать желаемого результата. Эта система мер во многом нашла отражение в готовящемся постановлении Правительства РФ, но в то же время некоторые аспекты не отражены или отражены недостаточно.

Кроме того, неясно, что останется в окончательном варианте, поэтому в любом случае полезно сформулировать эту систему мер в целом.

3. При реализации данной системы мер одинаково важны необходимые действия не только со стороны Правительства и Федерального собрания, но и со стороны научного сообщества.

Ниже предложен набор первоочередных мероприятий с краткими комментариями.

Предложения СО РАН к заседанию Правительства РФ по вопросу
"О неотложных мерах по сохранению отечественной науки"

1. Пути обеспечения стабильным финансированием.
2. Нормативно-правовое обеспечение науки.
3. Интеграция фундаментальных исследований и производственно-реализационных направлений.
4. Интеграция науки и образования.
5. Поддержание приборной базы институтов.
6. Контрактная система оформления трудовых отношений и рейтинговая оценка деятельности организаций.
7. Фонды арендного жилья.
8. Формирование международных научных центров.
9. Поддержание жизнедеятельности научных центров.
10. Информирование Правительства и общественности о деятельности науки и образования.

1. Пути обеспечения стабильным финансированием.

Для обеспечения учреждений науки стабильным финансированием предлагаемые меры включают следующее:

Со стороны ученых

Разработать программу сокращения численности научных организаций на основе выделения наиболее жизнеспособных, обеспеченных должным кадровым потенциалом частей родственных научных организаций с созданием на их основе объединенных институтов, работающих по приоритетным направлениям.

Расположение этих частей на территориях различных субъектов Федерации не должно рассматриваться как препятствие на пути такого объединения.

Со стороны Правительства

Строго выполнять статью Федерального закона о науке и научно-технической политике о финансировании науки в размере 4% расходной части бюджета. Обеспечить четкую временную плановость выделения предусмотренных Законом о бюджете средств.

Все предусматриваемые в Законе о бюджете расходные статьи на поддержание "государственной" науки отнести к числу "защищенных ".

Прекратить использование "суррогатов" денег (всех видов зачетов взамен денег) при государственном финансировании науки.

Мероприятия Правительства фактически предусмотрены в предлагаемом проекте постановления. Важно, чтобы сами ученые предлагали пути оптимизации структуры научного сообщества, не дожидаясь решения таких вопросов (например, сокращения) "сверху".

2. Нормативно-правовое обеспечение науки.

К сожалению, нормативно-правовое обеспечение научной деятельности значительно отстает. Уже сейчас требуются дополнения и изменения к ранее принятому Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике". Необходимы и другие нормативно-правовые акты.

Со стороны ученых

Инициировать работу РАН и СО РАН по нормативно-правовому обеспечению российской науки, образования и научно-технического прогресса в тесном взаимодействии с комитетами Федерального собрания.

Отделениям и институтам РАН обеспечить регулярную подготовку аналитических материалов и рекомендаций для Правительства и Федерального собрания Российской Федерации.

Со стороны Госдумы и Правительства

Законодательно установить, что субъекты науки, успешно решающие возложенные на них задачи, пользуются стимулирующими их деятельность налоговыми и таможенными льготами на федеральном и региональном уровнях.

В числе первоочередных разработать закон РФ "Об инновационной деятельности, стимулирующий привлечение инвестиций в научную и научно-техническую деятельность.

Законодательно решить вопрос об освобождении студентов и выпускников вузов от службы в армии.

Обеспечить бесплатный доступ бюджетным научно-исследовательским организациям к государственным базам данных, включающим статистическую, метеорологическую, природоохранную и т.п. информацию.

Хотя последний вопрос не отражен в проекте постановления, обеспечение бюджетных организаций бесплатной информацией важно, в том числе и для Правительства, если оно хочет регулярно получать со стороны ученых научно проработанные аналитические материалы и рекомендации.

3. Интеграция фундаментальных исследований и производственно-реализационных направлений.

Для нормального функционирования фундаментальной науки в рыночной системе совершенно необходимо параллельное развитие ее реализационой компоненты:

Со стороны ученых

Всемерно содействовать интеграции фундаментальных исследований и производственно-реализационных направлений, в том числе путем включения в объединенные научно-исследовательские институты РАН, РАСХН и РАМН ядра некоторых распадающихся отраслевых конструкторско-технологических, экспериментальных и других прикладных организаций.

Совершенствовать работу конструкторско-технологических институтов.

Развивать систему технопарков в научных центрах.

Со стороны Правительства

В развитие Закона "О науке и научно-технической политике" добиться на законодательной основе предоставления налоговых льгот научным коллективам, осуществляющим производственно-реализационную деятельность в научно-технической сфере и направляющим получаемые средства на поддержку науки.

С целью спасения наиболее важных частей ограниченного числа распадающихся, но важных на перспективу отраслевых институтов рассмотреть возможность и определить порядок их перевода под юрисдикцию Российской академии наук. Предусмотреть выделение из государственного бюджета 20-25% средств, требуемых на обеспечение функционирования этих частей (остальное за счет производственно-реализационной деятельности).

Сформировать более четкую правовую основу использования федерального имущества, находящегося на балансе организаций науки, в интересах науки, в том числе в целях развития производственно-реализационного направления без взимания налогов с арендной платы в случае направления получаемых средств на основную деятельность.

Устранить противоречие в формальном и фактическом статусе лесов на территориях, закрепленных за РАН и ее организациями.

Среди предлагаемых мер новым является предложение о присоединении к академическим институтам подразделений отраслевой науки, что позволило бы, с одной стороны, сохранить квалифицированные кадры, с другой - усилить реализационные возможности академической науки.

Важным является и пункт о статусе закрепленных за РАН лесов, так как они регулярно выпадают из всех постановлений и рекомендаций.

4. Интеграция науки и образования.

Недавно утверждена Федеральная программа интеграции науки и образования. Вместе с тем, полезно тиражировать и поддерживать уже апробированный положительный опыт формирования реальных интеграционных механизмов фундаментальной науки и образования.

Со стороны ученых

Активизировать работу созданных к настоящему времени региональных научно-образовательных комплексов.

Шире распространять опыт Физтеха и НГУ, строящих образовательный процесс на базе научных исследовании НИИ.

Со стороны Правительства

Увеличить объемы финансирования президентской программы интеграции науки и высшей школы, а также межрегиональных научно-технических программ (типа "Сибирь", "Урал", "Большая Волга" и т.п.), являющихся реальным интеграционным механизмом академической, отраслевой и вузовской науки.

В современной ситуации важна также связь с ведущими зарубежными организациями, осуществляющими деятельность в этом направлении, такими как ЮНЕСКО, Комиссия Европейского сообщества и др.

5. Поддержание приборной базы институтов.

Катастрофическое старение приборной базы отечественной науки уже сегодня становится ведущим фактором ее отставания и причиной "утечки мозгов" за рубеж. Единственный путь ее обновления и сохранения:

Со стороны ученых

Стимулировать создание межинститутских аналитических, информационных и вычислительных центров коллективного пользования, чтобы хотя бы частично нейтрализовать негативные последствия старения приборной базы институтов.

Поддержание особо крупных установок национального масштаба должно опираться на целевую помощь государства и международное сотрудничество.

Со стороны Правительства

Освободить научно-исследовательские институты от уплаты налогов при безвозмездной передаче на их баланс материалов, приборов и оборудования как российскими, так и зарубежными организациями и фирмами.

Предусмотреть в Законе о бюджете выделение финансовых средств на поддержку уникальных исследовательских установок национального масштаба, вычислительных и информационных систем, а также исследовательского флота и сетей многолетних наблюдений (геофизические и биосферные станции).

Особенно хотелось бы обратить внимание на необходимость поддержки чрезвычайно важных для естественно-научного направления сетей геофизических и биосферных станций и исследовательского флота, позволяющих сохранить многолетние ряды наблюдений. К сожалению, они, как правило, выпадают из всех постановлений, что может привести к катастрофическим последствиям и потребовать для их восстановления многократно больших средств (пример с сейсмическими станциями на Дальнем Востоке).

6. Контрактная система оформления трудовых отношений и рейтинговая оценка деятельности организаций.

Важным аспектом функционирования науки в условиях рыночной экономики является введение многоуровенной системы контрактных отношений и рейтинговой оценки деятельности организаций. Сегодня вводимая в институтах контрактная система не имеет достаточной правовой базы и реально не выполняется из-за отсутствия стабильного финансирования. Поэтому нужны дополнительные меры:

Со стороны ученых

Шире и эффективнее использовать контрактную систему оформления трудовых отношений и рейтинговой оценки итогов работы организаций, лабораторий и научных сотрудников для стимулирования высокой эффективности работы во всех звеньях научной и научно-технической сферы. При этом следует обратить особое внимание на то, чтобы эти формы не подрывали коллективизм работы в научных организациях.

Со стороны Правительства

Разработать и утвердить на уровне правительственных органов нормативные документы по контрактной системе, применяемой на различных уровнях - от госзаказа на приоритетные исследования до трудоустройства научных сотрудников в организациях.

Усовершенствовать нормативную базу по вопросам интеллектуальной собственности - ее оценки, распоряжения и т.п.

При финансировании и поддержке государственных научных и научно-технических программ, а также бюджетных и внебюджетных фондов учитывать необходимость соблюдения разумного баланса для поддержки научных коллективов, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, и индивидуальных ученых, проводящих исследования по отдельным проектам.

В подготовленном проекте постановления Правительства важно введение контрактной системы госзаказов. Это поможет поставить на правовую основу введение контрактов на всех других уровнях.

7. Фонды арендного жилья. Со стороны ученых

Со стороны ученых

Необходимо сформировать серьезные фонды арендного жилья, предоставляемого на определенный срок (три-пять лет), для обновления и усиления кадрового потенциала науки путем закрепления молодых научных работников и отбора специалистов высокой квалификации из числа лиц, перемещающихся в Россию из стран СНГ.

Со стороны Правительства

Необходимо в существенно расширенном масштабе реализовать Указ Президента РФ о выделении централизованных капиталовложений на строительство арендного жилья для науки.

Освободить научно-исследовательские институты от уплаты налогов при покупке за счет внебюджетных средств жилья для сотрудников.

В проекте постановления Правительства предусмотрен ряд других мер закрепления в науке талантливых ученых, но, с нашей точки зрения, своевременное предоставление жилья - это главное, чем можно удержать молодых специалистов.

8. Формирование международных научных центров.

Со стороны ученых

Расширить работу по формированию и активизации международных научных центров на территории России с целью расширения участия отечественных ученых в международных научных программах и привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов и средств для работы в России.

Со стороны Правительства

В связи со значительным расширением международного научного сотрудничества и появлением новых организационных форм необходимо утвердить на уровне Правительства РФ Положение о деятельности на территории Российской Федерации международных научных центров как добровольных неправительственных организаций.

Проект такого Положения был ранее направлен СО РАН в Миннауки (N 15001-01/2115 от 10.03.94).

Несмотря на многократные инициативы Сибирского отделения РАН, вопрос о создании юридической основы деятельности на территории России международных научных центров никак не продвигается, что является явной недооценкой имеющегося опыта и возможностей этой формы сотрудничества.

9. Поддержание жизнедеятельности научных центров. За годы советской науки сложились уникальные научные образования - наукограды и академгородки, и сегодня во многом являющиеся национальным достоянием России. С целью недопущения их утери необходимо принятие ряда срочных законодательных мер:

Со стороны ученых

Проанализировать состояние сферы социального и всего инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности научных центров и разработать планы ее поддержания в нынешних условиях, в том числе путем передачи части его муниципальным органам с сохранением дотационной доли для содержания наиболее важных, ключевых объектов инфраструктуры.

Со стороны Правительства и Федерального собрания

Ускорить принятие законов, которые обеспечили бы сохранение жизнеспособности территориально обособленных научных центров (академгородков и наукоградов) как национального достояния страны.

Разрешить организациям РАН (расположенным вне академгородков) и обязать соответствующие местные органы власти осуществить передачу объектов жилья и коммунальной сферы, а также, по согласованию с РАН, объектов здравоохранения, социально-культурной сферы и детских дошкольных учреждений, находящихся в оперативном управлении РАН, в муниципальную собственность территорий, где эти объекты расположены, в том техническом состоянии объектов и коммуникаций, которое фактически имеется к моменту передачи.

Законы о наукоградах и академгородках необходимо принимать последовательно и раздельно, так как имеются существенные различия в функционировании моно- и многопрофильных научных образований. Для целого ряда академгородков уже сегодня принятие такого закона - вопрос выживания.

10. Информирование Правительства и общественности о деятельности науки и образования.

Со стороны ученых

Шире освещать в средствах массовой информации ситуацию в науке и образовании, обращая особое внимание на достижения отечественной науки и проблемы научно-технического прогресса, в целях экономической и экологической безопасности России пропагандируя современный и исторический опыт: "нет образования без науки", "нет национального суверенитета без науки и образования".

Настойчиво доводить до Правительства и широкой общественности аналитические оценки, научные прогнозы и рекомендации.

Со стороны Правительства

Обеспечить возможность широкого использования эфирного времени сотрудникам РАН, РИА, РАСХН, РАМН и вузов для информирования широкой аудитории о достижениях науки и образования и о проблемах научно-технического прогресса, роли науки и образования в обеспечении безопасности и устойчивого развития страны

Признать РАН в качестве официального коллективного советника - эксперта по вопросам развития науки и техники.

Вопрос об уровне престижа науки и образования в обществе имеет не только моральное, но экономическое и политическое значение, особенно в контексте концепции устойчивого развития мировой цивилизации, сохранения национальной независимости и роли России в мировом сообществе.

 СО РАН 
  
 
Предложения СО РАН по стабилизации российской науки // Коптюг В.А. Наука спасет человечество. - Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - С.100-105.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)  

Модификация: Wed Feb 27 14:49:10 2019 (39,695 bytes)
Посещение 2632 с 12.04.2011