Л.Н.ЦЕПЛЯЕВ К ВОПРОСУ О ДАТЕ И МЕСТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОСИБИРСКА
Новосибирск - довольно молодой город; ему всего лишь 75 лет, и тем не менее, дата возникновения, первоначальное название города оказались спорными в исторических исследованиях. Но все авторы - и дореволюционные и советские - сходятся в одном: город возник в связи с постройкой железнодорожного моста через р.Обь. Рассмотрим мнения различных исследователей о дате возникновения и первоначальном названии Новосибирск.
В 1891 г. царское правительство, исходя не экономических и стратегических соображений, решило начать строительство железной дороги, самой большой в мире. В.И.Ленин указывал, что капитализм имеет тенденцию развития не только вглубь, но и вширь. С конца XIX в. капитализм в России начал постепенно перерастать в свою высшую стадию - империализм. В работах В.И.Ленина проводится мысль, что Сибирь служила как бы колонией царской России, представляя собой обширный рынок сбыта и источник сырья для крупных промышленных предприятий Европейской России [1]. Московский гужевой тракт уже не мог справиться с тем интенсивным потоком грузов, которым обменивались эти крупные регионы страны. Кроме того, Россия активно готовилась к первой войне империалистического характера за рынки сбыта с Японией. Эти причины и побудили царское правительство начать строительство Сибирской железной дороги. Ее решили вести параллельно Московскому тракту, так как вдоль тракта были расположены города, крупные селения и почтовые станции. Одним из труднейших инженерных вопросов оказался переход р.Оби. Действительно, в месте прохождения тракта около с.Колывань Обь разливалась до 12 км в ширину. Сюда, на берега Оби, для изыскания трассы дороги и выбора места для строительства моста выехал весной 1891 г. инженер Николай Георгиевич
47
48
Гарин-Михайловский. Он руководил изыскательной партией, состоящей из нескольких отрядов.
Первый вариант постройки моста у с.Колывань сразу отпал из-за большого разлива реки Оби. Тогда изыскательная партия поднялась вверх по Оби и наметила несколько вариантов перехода Оби: у с.Дубровино, около с.Скала, через Яренский остров и напротив с.Кривощеково. Все варианты, кроме Кривощекова, по разным причинам отпали (большая насыпь, длинный мост, заболоченность подходов, мягкий грунт и т.д.) Но томские купцы не соглашались на кривощековский переход. Они ратовали за проведение железной дороги, если не у самой Колывани, то в ее районе, но с тем условием, чтобы магистраль проходила через Томск. Достаточно ознакомиться с газетами тех времен [2], чтобы убедиться в том, как томичи хотели видеть свой город одной из крупных станций на сибирской железной дороге. Купцы Томска отстаивали свои интересы не только через газеты и прошения, но и более действенными мерами (вплоть до взяток - Л.Ц.), пытаясь направить железную дорогу на Томск. Вот что, например, докладывал министру финансов С.Ю.Витте его чиновник Андрющенко: «По поводу этой злобы (сооружение больших мостов) уже возникало недоразумение в участке Н.Г.Михайловского, при переходе им р.Оби у с.Кривощеково - единственно удобном пункте, где русло каменистое с отвесными крутыми берегами, где мост и дамбы не будут превышать длины 900 сажен. Дело в том, что K.Я.Михайловский (начальник работ Средне-Сибирской железной дороги - Л.Ц.), одобрив переход р.Оби у с.Кривощеково, ... вдруг уже из Томска сделал распоряжение о переходе реки у Дубровиной (в этом случае дорога шла бы на Томск - Л.Ц.), где вследствие особенно сильного разлива мост и дамба должны считаться верстами... Все это, в связи со многими недоразумениями, побудило Н.Г.Михайловского подать рапорт» [3]. Н.Г.Гарин-Михайловский
48
49
настаивал на строительстве моста у с.Кривощеково и не безосновательно. В своем рапорте от 11 ноября 1891 г. председателю комиссии по Западно-Сибирским изысканиям он выдвигал следующие аргументы: «Столь серьезный недостаток (существование второго русла Оби в районе Дубровино-Скала - Л.Ц.) вынудил меня обратить внимание на переход р.Оби, вследствие чего инженеру В.И.Раецкому и поручено было обстоятельное изучение этой реки, не ограничиваясь пределами инструкции. Из рассмотренных им переходов, он остановился на переходе на Кривощеково, как на таком, в котором недостатка, указанного выше, нет. Здесь Обь, как говорят местные жители, протекает в скалистой трубе, не позволяющей никуда отклоняться. Благодаря этой трубе, реке в этой местности обеспечен постоянный характер. Оставляя дальнейшее исчисление выгод этого перехода в сравнении с переходом у Скалы, так как это обстоятельство разобрано в записке инженера Раецкого, укажу еще на тот факт, что у Скалы ширина реки при меженном (минимальном - Л.Ц.) горизонте 750 саж., с разливом 550 саж. Очевидно, мосты меньше ширины реки при межени нельзя сделать, а тогда на Кривощеково мост получится на 390 сажен меньше, что одно составит экономию по 8 тыс. руб. погон. метр, - до трех млн. руб.» При всех, однако, технических удобствах недостатком Кривощековского перехода является удлинение на 14,5 верст. Но удлинение это искупается:
1) Строительным сбережением при постройке моста через р.Обь. 2) Более легкой межи через Кривощеково, чем через Скалу. 3) Наконец, выпрямлением линии от Кривощеково в прямом направлении на Омск [4]. |
Как видно из документа, Гарин-Михайловский исходит в своем решении из чисто экономических соображений при сооружении моста. Следует отметить роль инженера Раецкого. Именно он проводил подробные изыскания в районе Кривощеково и его также нужно считать одним из основателей Новосибирска
49
50
наряду с Н.Г.Гариным-Михайловским - горячим и бескорыстным сторонником Кривощековского перехода р.Оби.
Н.Г.Гарин-Михайловский мало известен как инженер, мы больше его знаем как писателя - автора тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», а также многих рассказов, очерков, статей. В плане истории возникновения Новосибирска интересны прежде всего воспоминания Гарина-Михайловского о первом поселке на месте города. Вот что он пишет, пересекая Обь в 1898 г. во время путешествия по Сибири: «Изменение первоначального проэкта моя заслуга, и я с удовольствием смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне бывший в 91 году поселок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок, и я уже не вижу среди его обитателей прежней кучки смиренных, мелкорослых вятичей, год другой до начала постройки поселившихся было здесь» [5].
Н.Г.Гарин-Михайловский, как видно из его биографии [6], руководил изыскательной партией лишь в 1891 г. Осенью этого года он переезжает в Челябинск. Выше уже говорилось, что Н.Г.Гарин-Михайловский непосредственно не занимался выбором места для строительства моста. Подробные изыскания проводил инженер Раецкий В.И. Да и сам писатель пишет: «Я с удовольствием смотрю, что намеченная мною линия не изменена». То есть, как руководитель крупного изыскательского отряда он наметил общее направление магистрали на Западно-Сибирском участке. Поэтому маловероятно, что Н.Г.Гарин-Михайловский долгое время мог находиться в районе строительства будущего моста и детально ознакомиться с жизнью поселка, находящегося на правом берегу Оби. Однако, это не мешает Л.Лиходееву считать Гарина-Михайловского автором проекта и руководителем
50
51
постройки моста [7]. Как известно, мост был спроектирован проф. Н.А.Белелюбским, а руководителями постройки явились инженеры Г.М.Будагов, Зенкевич, Линк.
Согласно приведенному отрывку из описаний путешествия Н.Г.Гарина-Михайловского, «вятичи» основали свой переселенческий поселок «Новая деревня» в 1889-1890 гг. Но, как видно из различных источников [8], никаких переселенческих поселков в 1888-1892 гг. в Кривощековской волости не было, а за эти два года по Томскому округу было лишь причислено «12 душ Вятской губернии (из крестьян)». Мало того, в 1894 г. вышел статистический сборник «Волости и населенные места Томской губернии», составленный на начало 1893 г. и там нет поселка или деревни под названием «Новая деревня», хотя и указаны все, даже очень маленькие населенные пункты [9]. Молчат также о «Новой деревне» все дореволюционные книги, газеты, журналы, которые в той или иной степени касались истории Новониколаевска. Но поселок существовал. Об этом говорят карты направлений Сибирской железной дороги, которые удалось обнаружить в ЦГИАЛе. Они датированы одним годом, но в них рассматриваемый поселок имеет различные названия («Мочигу» и «Кривощековский»). Однако, одинаковое географическое положение - внутри бора, на правом берегу Оби в 3-4 км ниже пересечения Оби железнодорожным мостом:
| | * | ЦГИАЛ, ф.1273, оп.1, д.85 |
51
52
Очевидно, жители называли изыскателям свой поселок произвольно: «Новая деревня», «Кривощековский» или «Мочигу». По нашему мнению, более верна карта на рис.2, так как она более подробная, точная и, наконец, официальная, а на рис.1 лишь «План направления». На наш взгляд, первый поселок на месте будущего города надо называть «Кривощековским». Вот что говорит о ней первый староста Новониколаевского поселка и один из первых жителей И.Г.Титлянов: «На месте, где образовался поселок (Новониколаевский - Л.Ц.) был огромный бор и лишь только одиннадцать домов выселившихся из села Кривощеково крестьян-пермяков ютились на берегу Оби» [10].
| | * | ЦГИАЛ, ф.1273, оп.1, д.147, ч.2, ряд IV, лист 5 |
Видимо, этот выселок Гарин-Михайловский и называет «Новой деревней». Здесь же находим доказательства отсутствия названия поселка в официальных источниках. Оказывается, когда был поставлен вопрос о сносе прежнего поселка пермяков, то заселение их оказалось самовольным, в Главном управлении этот заселок «по плану не числился» [11]. О расположении поселка в бору, недалеко от правого берега Оби, говорит и старожил нашего города Константин Андреевич Нечаев. Такого же взгляда придерживается в своей статье «Колония в бору» проф.
52
53
К.Гриневич, правда, он считает, что жители поселка составляли «какую-то гонимую секту», а не переселенцев [12].
На наш взгляд, население поселка состояло из кривощековских крестьян-переселенцев 1889-1890 гг., не захотевших жить в селе Кривощеково. Они самовольно, очевидно, для избежания платы за аренду земли Кабинету, поселились на правом берегу Оби. Такое мнение подтверждается названием поселка «Кривощековский» и тем, что село Кривощеково в 1893 г., до начала постройки железной дороги, считалось расположенным «П о п р а в у ю и п о л е в у ю сторону р. Оби» [13] (разрядка наша - Л.Ц.).
Поселок «Кривощековский» просуществовал очень недолго. В связи с постройкой железной дороги жители расселились, а недалеко от него, в устье речки Каменки, весной 1893 г. возник поселок строителей железнодорожного моста. Во всех документах до декабря 1895 года он фигурирует как «Поселок при строительстве железнодорожного моста через р. Обь» или «Поселок рабочих недалеко от с. Кривощеково». Сами жители этот поселок называли «Гусевкой». В отношении возникновения этого названия имеется несколько мнений. На месте нынешнего города рос густой сосновый бор, входивший в лесничество Кабинета. Он назывался «Гусинским имением» или «Гусинской дачей», возможно, в связи с этим и возникло такое название поселка. Поселок мог получить имя благодаря речке Гусинке - так раньше называлась Каменка. Ведь до сих пор сохранился «Гусинобродский тракт», а в верховьях речки стоит поселок «Гусиный брод». К.Гриневич полагает, что поселок получил название от фамилии кулака Гусева, успешно торговавшего водкой в новом селении [14]. На наш взгляд, поселок мог получить такое название по первому дому, в котором до начала
53
54
строительства моста жил рыбак Гусев [15]. Вполне вероятно, что фамилия рыбака по сибирскому обычаю возникла из-за названия речки.
В течение нескольких лет, до 1898 г., поселок не имел признанного официальными органами названия. Название «Гусевка» бытовало лишь среди жителей. Вот поэтому первые жители будущего города: И.Г.Титлянов, М.В.Можаров, Н.П.Литвинов в своих рапортах [16], воспоминаниях [17], очерках [18] говорят о «безымянном поселке». Первое упоминание поселка «Гусевка» встречается в печати лишь в 1902 г. «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» сообщает: «До начала постройки железной дороги близ места расположения станции (Обь - Л.Ц.) существовал небольшой крестьянский поселок Гусевка, Кривощековской волости, Томского уезда, в 24 двора, с населением в 104 души обоего пола, наделенных землей из владений Кабинета Его Императорского Величества» [19]. Позже эта фраза почти дословно была приведена в многотомном труде «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» [20] и с тех пор получила признание во многих печатных органах, касавшихся истории Новониколаевска. Данная фраза и позволила официально признать поселок Гусевка как первый поселок на территории Новониколаевска. В хронологической таблице городов в книге «Азиатская Россия» можно встретить
54
55
такие сведения: [21]
I II III
название селение основано преобразование
или завоевано в город
Новониколаевск 1891 1904
А ниже дается пояснение: «На месте Новониколаевска до 1893 г. был лишь небольшой крестьянский поселок Гусевка» [22]. Но в этой же книге имеется противоречие: «История города Новониколаевска кажется прямо-таки феерической. В 1894 г. на правом берегу Оби, в том месте, где было предположено пересечение ее с Сибирской магистралью - возник небольшой поселок «Гусевка» [23]. Вообще, надо отметить, что столичные публикации, составленные, в основном, не по первоисточникам, содержали ряд неточностей в описании жизни молодого города. Так петербургский журнал «Нива» пишет о сдаче в эксплуатацию железнодорожной ветки от станции «Обь» до пристани в 1894 году [24], хотя ветка начала действовать с сентября 1893 года [25]. «Нива» называет январь 1895 года временем открытия первой школы в новом поселке, а на самом деле она была открыта в декабре 1894 года [26], или, например, авторы книги «Сибирь» пишут: «Город Новониколаевск расположен на правом берегу судоходной р. Оби, на магистрали Сибирской железной дороги при станции Обь, образовавшийся из бывшего поселка того же названия, начавшего возникать с 1890-1891 гг. с начала постройки железнодорожного моста» [27]. Как же могло начаться сооружение моста с 1890 года, когда направление магистрали с переходом Оби у с. Кривощеково было утверждено в мае 1892 г. [28]
55
56
Поэтому можно понять составителей «Путеводителя», которые, зная о названии «Гусевка», бытовавшем у жителей Новониколаевского поселка, стремились найти данные о таком поселении. Выше уже говорилось о том, что «Гусевка» возникла в связи со строительством железнодорожного моста, и то, что невдалеке существовал поселок «Гусиный брод». Ну, а раз названия и географическое положение почти совпадают, то авторы путеводителя и взяли, по всей вероятности, цифры этого поселка по «Списку волостей и населенных мест Томской губернии», составленному до начала строительства железной дороги. Действительно, согласно «Списку» поселок «Гусиный брод» был наделен землей Кабинета, его численность «104 души обоего пола», но дворов не 24, а 23 [29]. Эти цифры, как уже говорилось, шагнули в официальное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», а оттуда уже в различные книги и в настоящее время повсюду (в книгах о Новосибирске, экспозициях краеведческою музея, в газетах и т.д.) фигурируют как цифры поселка «Гусевка» в 1892-1893 гг. На наш взгляд, население поселка в 1893 г. надо исчислять в 700-900 жителей, так как для поселка в «104 души обоего пола» не потребовалась бы школа, а вот для населения в 700-900 человек, безусловно, возникла такая необходимость, и уже в 1893 году встал вопрос об открытии в новом селении школы [30]. Н.П.Литвинов в большом историческом очерке по истории Новониколаевска исчисляет население поселка в 1893 г. в 764 жителя [31]. Автор является одним из первых жителей города, активно участвовал в общественной жизни молодого Новониколаевска, всю свою жизнь
56
57
собирал материалы по истории Новосибирска и приведенную им цифру, пожалуй, можно считать правильной.
Впервые упоминание о поселке у устья речки Каменки встречается в «Записках Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества» (кн.XVIII, вып.1, 1895). Член общества Ю.А.Шмидт, - отец знаменитого полярника академика О.Ю.Шмидта, на общем собрании 18 ноября 1894 года сообщил о «возникновении на р. Оби при пересечении ею строящейся железной дороги, большого торгового пункта с 12-ти тысячным населением. Пункт этот, выросший с американской быстротой, предполагается назвать Обским... Расположенный при впадении маленькой речки Каменки в Обь по местоположению сильно напоминающий Омск, будущий город, повидимому, должен иметь солидное будущее, как крупный торговый центр» (стр.2). Здесь настораживает численность поселка - 12000 человек. Такую большую цифру можно объяснить тем, что автор, видимо, назвал примерное население поселка летом 1894 года, то есть в то время, когда поселок представлял собой оживленнейший строительный и перевалочный пункт на всей магистрали, так как все строительные материалы и подвижной состав для большей части Западно-Сибирской и всей Средне-Сибирской железных дорог прибывали водным и сухопутным путем именно сюда и затем развозились по участкам дороги [32]. Для транспортировки грузов с пристани на станцию Обь была сооружена железнодорожная ветка длиной 2,64 версты. Первый поезд прошел по ней 27 сентября 1893 г. [33]. Невдалеке от станции возник в начале 1893 года поселок, заселяемый рабочими по сооружению и обслуживанию различных служб станции. Оба поселка: у устья речки Каменки и около станции Обь очень быстро росли и в конце 1894 года объединились под названием «Александровский» - их разделял лишь небольшой бор и овраг (около современного театра «Красный факел» - Л.Ц.). В газете «Томский справочный
57
58
листок» за 4 ноября 1895 года помещена очень интересная для нас заметка под заголовком: «Поселок Александровский (бывший Кривощековский)». В ней говорится об общем собрании жильцов, которое постановило об организации пожарного обоза, освещении улиц и «Поселок Кривощековский», ввиду постройки церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского переименовать в Александровский, о чем через заведующего полицейской частью г. Ляпустина объявить всем жителям«. В заметке опубликованы данные о населении: «около 5000 человек, около 400 домов и до 40 различных магазинов и лавок». Рассматривая эту заметку, надо отметить перемену названия селения. Название «Александровский» оказалось неудачным. О недолгом существовании поселка под таким названием упоминает и Н.Литвинов [34], к этому времени уже живший в нем [35]. Во всех источниках и публикациях дореволюционного периода это единственное упоминание поселка под таким названием. Сами жители уже через месяц, в прошении на имя Томского губернатора писали: «1895 г. декабря 3-го дня мы, нижеподписавшиеся жители Новониколаевского поселка на правом берегу р. Оби против бывшего села Кривощеково ... поселок наш возник всего два года тому назад из нескольких дворов, перенесенных из села Кривощеково» [36]. Это прошение подписано 1076 жителями - домохозяевами только что зарождавшегося города. Документ заверен подписью и печатью заведующего полицейской частью в поселке Новониколаевском Ляпустиным, тем же самым Ляпустиным, через которого хотели объявить всем жителям Кривощековского поселка о переименовании его в Александровский. По всей вероятности, томский репортер, составлявший заметку о новом поселке поспешил с объявлением нового названия поселка в газете. Анализируя газетную заметку и отрывок из приведенного документа,
58
59
можно заключить, что основу будущего большого поселка положили семьи, переселившиеся из с. Кривощеково и даже название «Кривощековский» означало преемственность этих селений. Однако, это не мешает очень многим советским авторам [37] (у дореволюционных это название не встречается - Л.Ц.) называть поселок «Александровским», не упоминая названия «Кривощековский».
Известное влияние на указанных авторов, по всей видимости, могла оказать брошюра Б.Жиленкова [38], содержащая немало ошибок. Например, автор пишет: «... Образовалось два поселка - один в устье р. Каменки, другой в районе, где теперь находится вокзал, впоследствии оба эти поселка слились в один, получивший название «Новая деревня», затем поселок был переименован в Александровский, и, наконец, в 1898 г. в Новониколаевский» [39]. Б.Жиленков, очевидно, имеет в виду поселки близ ст. Обь и около устья р. Каменки. Но по воспоминаниям Н.Г.Гарина-Михайловского и по различным документам, указанным выше, можно заключить, что поселок «Новая деревня» существовал раньше указанных поселков и при объединении «Гусевки» и «Вокзального» они не могли называться «Новой деревней». Автор называет поселок Новониколаевским только с 1898 года. Но, как видно, из упомянутого прошения 1076 жителей, он стал так называться уже в декабре 1895 года, а в 1898 году это название только узаконили высшие власти. Ведь говорит же автор о поселке Александровском, хотя такое название вообще никто не утверждал и оно существовало лишь один месяц.
Но на наш взгляд, топонимическая и хронологическая таблица поселков на месте будущего центра Новосибирска выглядит
59
60
следующим образом:
|
Наименование поселка | | Географическое положение | | Время существования |
|
|
1. | | Кривощековский. (Новая деревня, Мочигу) | | На правом берегу р. Оби, в глубине бора, близ будущей станции Обь | | 1890-1892 |
|
2. | | Поселок при ст. Обь (Вокзальный, железнодорожный) | | В районе станции. Рос по направлению к «Гусевке» | | 1893-1894 |
|
3. | | Поселок при строительстве железнодорожного моста через р. Обь | | В устье р. Каменки | | 1893-1894 |
|
4. | | Александровский | | От р. Каменки до ст. Обь (объединенные «Гусевка» и Вокзальный) | | Ноябрь 1895 Декабрь 1893 |
|
5. | | Новониколаевский | | -"- | | Декабрь 1895 Декабрь 1903 |
|
|
В таблице перечислены лишь поселки, размещавшиеся в центре будущего города. В современных границах Новосибирск охватывает огромную площадь (477 кв. км), куда входят территории старых деревень: Кривощеково, Барышево, Бугры, Вертково, Верхние Чемы, Криводановка, Мало-Кривощеково, Нижне-Чемская, Огурцово, Кривошапкина, Устьинская [40]. Так, что говорить о возможности возникновения Новосибирска в глухой
60
61
безлюдной местности, на наш взгляд, не имеет смысла. Ведь все эти деревни оказали какое-то влияние на рост молодого Новониколаевска. Особенно значительна роль старинного сибирского села Кривощеково (основано в 1735 году [41]). До начала сооружения железной дороги оно размещалось на левом берегу Оби - примерно между коммунальным и железнодорожным мостами. В связи со строительством железнодорожного моста село полностью сносилось. Часть населения переселилась в село Бугры (туда же перенесли из Кривощеково волостное управление), часть - в район железнодорожной станции Кривощеково, а значительное количество жителей переехало на правый берег Оби в новый поселок и даже организовали улицу. Она до сих пор называется «Кривощековской» [42]. Первые жители в 1895 году пишут «... поселок наш возник всего два года тому назад из нескольких дворов, перенесенных из села Кривощеково» [43]. Так же надо учесть то, что первый поселок на территории будущего города имел название «Кривощековский» и состоял из жителей села Кривощеково, о чем говорилось выше.
Мы не высказываем мнения, что возникновение Новосибирска надо считать с года основания села Кривощеково. В строгом историческом плане нельзя считать возникновением города расширение старого поселка при строительстве железнодорожного моста. Здесь, на наш взгляд, можно говорить о бурном экономическом росте части старого села и о быстром превращении поселка в город как значительный промышленный и торговый центр. В марксистско-ленинском понимании город - это сформировавшийся пункт промышленного или административно-торгового значения. Вот в таком плане мы и стремимся рассмотреть
61
62
вопрос о времени возникновения Новосибирска, вкладывая в слово «возникновение» смысл тех социально-экономических изменений, которые способствовали становлению Новониколаевска как города.
В исторической литературе называются несколько дат возникновения города. В упомянутой книге «Азиатская Россия» под рубрикой «Основание» Новониколаевска приводилась дата - 1891 - год возникновения «Гусевки». «Отцы» города придерживались даты - 20 марта 1894 года - день открытия «универсального магазина» купца Жернакова на правом берегу Оби в устье р. Каменки. Кстати, эта дата довольно долгое время фигурировала и в советское время. Такой датой новониколаевские купцы хотели показать, что город обязан своим развитием «коммерческим успехам». Но магазин не мог возникнуть на голом месте. Кто-то им должен пользоваться? Магазин обслуживал большой отряд рабочих, занятых на постройке путей и насыпей моста, в мастерских. Об этом говорится и в воспоминаниях заведующего этим магазином приказчика М.В.Можарова:
«При выборе места для постройки этого дома (магазина - Л.Ц.) мной и моими помощниками руководили следующие соображения: | 1) | Все работы по постройке моста должны быть сосредоточены вблизи берега Оби; | 2) | Громадные насыпи, подходящие к мосту как с той, так и с другой стороны, привлекли большое количество рабочих; | 3) | При постройке станции Обь строились временные бараки для служащих и шла разработка леса для постройки постоянных зданий; и | 4) | Начинались подготовительные работы по постройке депо. Все эти работы сосредотачивали на себе тысячи рабочих всех кaтeгopий» [44]. |
Как видно из приведенной выдержки, до строительства магазина правый берег Оби был уже заселен «тысячами рабочих», прибывших на строительство моста и железной дороги. Поэтому временем возникновения Новосибирска надо считать не открытие первого магазина, а начало строительства
62
63
железнодорожного моста, вызвавшего большой приток рабочих. Эту точку зрения впервые высказали советские историки Новосибирска Н.Н.Протопопов и К.А.Нечаев [45]. Датой возникновения они считают 20 июля 1893 года - день закладки моста через Обь. Сейчас она считается официальной и ее можно встретить в различных книгах, газетах, экспозиции краеведческого музея и т.д. Но в определение этой даты, на наш взгляд, вкралась ошибка. Как удалось установить по различным источникам [46], закладка моста произошла 20 июля не 1893, а 1894 года. Возможно, ошибка произошла следующим образом: известны две фотографии: на одной из них «закладка моста через Обь в 1893 году» изображены подготовительные работы по строительству моста, а другая «Торжественный молебен 20 июля в честь закладки моста через Обь» показывает действительно закладку первого камня в крайний правобережный кессон моста. Вот при сопоставлении этих фотографий и получилась дата 20 июля 1893 года. Наше мнение совпадает с точкой зрения авторов, связывающих возникновение города с началам строительства моста через Обь, то есть в 1893 г., но мы считаем, что временем возникновения надо считать весну 1893 года. Вернее, начало навигации, когда первые строители железнодорожного моста появились на правом берегу Оби. Они прибыли на пароходах Западно-Сибирского пароходства и торговли, как технические силы, командированные из Самары построечным комитетом Самаро-Златоустовской железной дороги, которая в 1891 году была доведена уже до Челябинска.
В районе строительства возникло три конторы по сооружению железной дороги: I - участок Средне-Сибирской железной дороги (нач. Бабленский), IX - участок Западно-Сибирской железной дороги на левом берегу Оби (нач. Шамовский). Строительством
63
64
моста непосредственно занимались инженеры Зенкевич и Линк, а подрядчиком был поставлен инженер Березин. О размахе работ в это время можно судить по еженедельной выплате заработной платы рабочим: от 60 до 90 тысяч рублей, выплачиваемых подрядчиками участков [47]. Строители стали селиться по правому, крутому берегу речки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял довольно удобное место недалеко от места работ. Строились бесконтрольно, используя лес, окружавший поселок. Условия жизни из-за большой скученности домов и поспешности стройки были ужасными. Даже автор статьи петербургского журнала «Нива» удивлялся таким условиям жизни: «Невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин постесняется и скотину запереть» [48]. Молодой поселок в устье р. Каменки, кроме приезжих, интенсивно заселялся жителями окрестных сел: Колывани, Бердского, Устинской, Сузуна и др. Поселки около станции Обь и в устье речки Каменки быстро разрастались. Вырисовывались первые улицы: Александровская, Кривощековская, Трактовая, Мостовая (в пос. «Гусевка»), Михайловская, Вокзальная, Омская, Томская (в пос. ст. Обь). Население поселков в подавляющем большинстве состояло из рабочих-строителей. В отчете Томскому губернатору в феврале 1896 года Новониколаевский начальник полиции доносит: «В поселке 90% населения состоит из чернорабочих и мастеровых» [49]. В 1897 г. происходит заметный рост купеческой и мещанской прослойки - 4,5 тысячи человек из 14 тысячного населения поселка. Но основную часть составляли рабочие.
В конце 1897 года строительство моста закончилось, большая часть строителей разъехалась из поселка и с этого времени он стал развиваться как торговый и перевалочный пункт на пересечении Оби и Сибирской железной дороги.
[1] | | Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.4. С.76. |
[2] | | «Сибирский вестник», NN 67, 78, 110 за 1891 г.; 32, 36, 39, за 1892 г.; «Новости» N 11 за 1892. |
[3] | | ЦГИАЛ, ф.268, оп.3, д.334, л.35. |
[4] | | ЦГИАЛ, ф.268, оп.3, д.334, л.35. |
[5] | | Гарин-Михайловский Н.Г. Собр. соч. Т.5. М., 1958. Стр.20. |
[6] | | Белый Г.А. Н.Г.Гарин-Михайловский // История русской литературы. Т.10. М.; Л.: АН СССР, 1954. |
[7] | | Лиходеев Л. Местное время. М., 1963. Стр.101. |
[8] | | Материалы по переселению в Алтайский округ в 1888-1892 гг. Томск, 1895. Стр.30-33. |
[9] | | Волости и населенные места 1893 г. В.12. Томская губерния. СПб., 1894. |
[10] | | ЦГИАЛ, ф.1287, оп.38, д.36561, л.10. |
[11] | | Там же. |
[12] | | «Советская Сибирь». 3 апреля 1935 г. Стр.2. |
[13] | | Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск, 1893. Стр.30. |
[14] | | «Советская Сибирь». 1935 г. N 70. Стр.2. |
[15] | | Весь Новониколаевск. 1924-1925 гг. Новониколаевск, 1924. Стр.4. |
[16] | | ЦГИАЛ, ф.1287, оп.38, д.36561, лл.2-3. |
[17] | | ГАНО, ф.217, оп.1, д.242, лл.3-5. |
[18] | | Весь Новониколаевск. 1924-1925 гг. Новониколаевск, 1924. Стр.4. |
[19] | | «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге». СПб.; М., 1902. Стр.187. |
[20] | | Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Под редакцией Семенова-Тяньшанского. Т.XVI. Западная Сибирь. СПб., 1907. Стр.458. |
[21] | | Азиатская Россия. Т.1. СПб., 1914. Стр.346. |
[22] | | Там же. Стр.420. |
[23] | | Там же. Стр.305. |
[24] | | «Нива». 1898. N 31. Стр.614. |
[25] | | ЦГИАЛ, ф.265, оп.2, д.651, л.429. |
[26] | | Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1895. Стр.283. |
[27] | | «Сибирь». Спутник и адресно-справочная торгово-промышленная книга. М., 1910. Стр.134. |
[28] | | Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск, 1893. Стр.34. |
[29] | | Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск, 1893. Стр.34. |
[30] | | Войтик П.П. Первая школа в Новониколаевске // Календарь юбилейных и памятных дат 1968 г. Новосибирская область. Новосибирск, 1968. Стр.109. |
[31] | | Весь Новониколаевск, адресно-справочная книга. 1924-1925 гг. Новониколаевск, 1924. Стр.30. |
[32] | | Сибирский торгово-промышленный календарь на 1898 г. Томск, 1898. Стр.405. |
[33] | | ЦГИАЛ, ф.265, оп.2, д.651, л.429. |
[34] | | Весь Новониколаевск, 1924-1925 гг. Новониколаевск, 1924. Стр.5. |
[35] | | ГАТО, ф.3, оп.3, д.3708, л.18. |
[36] | | ГАТО, ф.3, оп.3, д.3708, лл.4-17. |
[37] | | Протопопов Н. Наш город. Новосибирск, 1951. Стр.17; Пестриков Ф. Наш город (вступ. статья) // Памятные места Новосибирска (путеводитель). Новосибирск, 1957. Стр.4 и др. |
[38] | | Жиленков Б. Г.Новосибирск (Материалы к лекциям по истории города Новосибирск). Новосибирск, 1948. |
[39] | | Там же. Стр.3. |
[40] | | См. Волости и населенные места 1893 г. Вып.12. Томская губерния. СПб., 1914. Стр.7-9; ЦГИАЛ, ф.1273, оп.1, д.147, ред.IV, л.5. |
[41] | | Нечаев К.А. Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области. Новосибирск, 1964. Стр.53. |
[42] | | Новосибирск. Краткая адресно-справочная книга. Новосибирск, 1966. Стр.208. |
[43] | | ГАТО, ф.3, оп.3, д.3708, л.6. |
[44] | | ГАНО, ф.217, оп.1, д.242, лл.3-5. |
[45] | | Новосибирск / Под ред. Н.Н.Протопопова. Новосибирск, 1957. Стр.28. |
[46] | | Сибирский торгово-промышленный календарь за 1895 г. Томск, 1895. Стр.317; Томский справочный листок. 1894. NN 7, 15, 18; Весь Новониколаевск. 1924-1925 гг... Стр.5. |
[47] | | Весь Новониколаевск. 1924-1925 гг. ... Стр.18. |
[48] | | Нива. СПб., 1898. N 31. Стр.614. |
[49] | | ГАТО, ф.3, оп.3, д.3708, л.82. |
* Источник публикации: Цепляев Л.Н. К вопросу о дате и месте возникновения Новосибирска // Вопросы истории соц.-экон. и культурн. жизни Сибири. Ч.1. - Новосибирск, 1971. - С.47-64. - Библиогр.: в подстроч. примеч. | |
Публикации по истории основания г. Новосибирска |
|