Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Из отчетного доклада на Общем собрании СО РАН 13.11.2001 г.
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
ИЗ ОТЧЕТНОГО ДОКЛАДА НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН
13 ноября 2001 года
*

Сегодня Президиум Отделения отчитывается о своей работе. В силу известных вам обстоятельств этот состав Президиума проработал чуть менее положенных по Уставу пяти лет - с мая 1997 года по октябрь 2001 года. Однако в своей деятельности мы руководствовались многим из того, что планировал выполнить Президиум под руководством Валентина Афанасьевича Коптюга, естественно с некоторой корректировкой своих действий.

В начале 1998 года Общим собранием Отделения была принята «Концепция адаптации и реформирования СО РАН и меры по ее реализации», ставшая основным руководящим документом работы Президиума в последующие годы. При ее подготовке Сибирское отделение исходило из того, что основной задачей реформирования являлась поддержка ведущих научных школ Отделения, объектов их исследовательской и информационной инфраструктуры и уточнение приоритетных направлений деятельности.

Напомню, что меры по реализации указанной Концепции включали в себя:

1) реструктуризацию сети научных учреждений СО РАН и реформирование внутри институтов (предусматривающие уточнение направлений исследований, бюджетную поддержку главных приоритетов и некоторое сокращение численности);

2) дальнейшее развитие интеграционных процессов;

3) усиление реализационной составляющей науки через развитие технопарковой системы, экспериментальных производств и расширение контактов с промышленностью и другими сферами народного хозяйства;

4) поддержание и развитие материально-технической базы институтов, эффективное использование имущества и земель;

5) целенаправленную кадровую политику и поддержку молодежи;

6) сбалансированное международное сотрудничество.

Шесть названных направлений были дополнены конкретными мерами, осуществление которых во многом зависело не только от усилий СО РАН, но и от государственной политики:

а) осознанная финансовая политика, включая корректировку и стабилизацию бюджета;

б) необходимое совершенствование нормативно-правовой базы;

в) возрастание роли региональной научно-технической политики;

г) повышение общественной активности ученых, включая советы молодыхученых;

д) централизованные программы на конкурсной основе.Положительные изменения в динамике объемов финансирования СО РАН начались в 1999 году, при правительстве Е.М.Примакова, когда были погашены долги по заработной плате за 1998 год и полностью выполнен план финансирования Отделения (впервые с 1991 года). В дальнейшем позитивные изменения произошли и в структуре бюджетного финансирования.

За период с 1997 по 2001 год (в основном за последние три года) общий объем финансирования Сибирского отделения РАН увеличился в 3,1 раза. При этом финансирование из федерального бюджета возросло в 2,7 раза - с 476,0 млн руб. в 1997 году до 1281,8 млн руб. в 2001 году по статье 06 «Наука», не считая международной деятельности и капстроительства.

Объем научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам с заказчиками, также значительно увеличился (в 4,6 раза) и составил за пятилетие 2862,1 млн руб. (из них за счет зарубежных контрактов - 903,2 млн руб.).

В среднем доля средств федерального бюджета в общем объеме финансирования Отделения составила 47,3%.

В 1997-2001 годах Президиум СО РАН дважды проводил корректировки базового бюджетного финансирования научных учреждений. В 1997 году было осуществлено частичное увеличение базового фонда заработной платы научных учреждений, имевших уровень бюджетного обеспечения ниже среднего по науке, до среднего уровня. И поэтапно в 1998-2000 годах в рамках определенной Отделению нормативной численности было предпринято несколько шагов по корректировке базового фонда заработной платы исходя из качественного состава научных учреждений и заданного уровня оплаты труда. Нужно ли продолжать и совершенствовать эту практику - зависит от обсуждений на объединенных ученых советах по наукам, в институтах и на заседаниях Президиума Отделения.

В результате среднемесячная заработная плата работников научных учреждений СО РАН выросла в среднем с почти 1000 руб. в 1997 году до 3000-3100 руб. в 2001 году.

Несмотря на трехкратный рост, это совсем не достаточный результат, но уже в следующем году мы можем сделать решающие усилия, о которых я скажу позже.

Стабилизация финансирования позволила Президиуму Отделения усилить деятельность по реализации ряда важных централизованных программ. Объем финансирования по ним составляет не очень большую часть от бюджетных средств (20-25%), но они выполняются в интересах всего нашего научного сообщества и имеют важное системообразующее значение, что неоднократно отмечалось на наших общих собраниях.

Сверхзвуковая криогенная труба
Новая сверхзвуковая криогенная труба Т-304 в ИТПМ СО РАН - совместная разработка
Института теоретической и прикладной механики им. С.А.Христиановича,
Института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева,
Конструкторско-технологического института
гидроимпульсной техники.

Ряд направлений программ - интеграционные проекты, экспедиции, рейтинг - финансируются из бюджета на конкурсной основе; по другим (музеи, виварии, издательская деятельность) приоритеты определяют объединенные ученые советы по направлениям наук и РИСО; решения по приобретению оборудования принимает Приборная комиссия Отделения исходя из общей суммы и правил, утвержденных Президиумом СО РАН.

Важным направлением деятельности Президиума и руководства институтов было проведение кадровой политики. Руководство и ученые советы институтов Отделения вместе с Президиумом много сделали для сохранения и поддержания кадрового состава научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации.

Принятые меры оказали определенное влияние на стабилизацию научного кадрового состава, несмотря на продолжающийся отток научных сотрудников. По состоянию на 01.09.2001 г. в научных учреждениях Отделения работают 8909 научных сотрудников, в том числе 1518 докторов и 4867 кандидатов наук, 2403 научных сотрудника без ученой степени. При том что из СО РАН за период с 01.01.97 г. по 01.09.2001 г. убыло 2337 научных работников (214 докторов и 1157 кандидатов наук), общая численность научных сотрудников уменьшилась только на 461 человека, а число докторов наук увеличилось на 269 человек (19,6%), кандидатов наук - на 59 человек (1,2%). Рост количества кандидатов наук наметился в Отделении только в 2000 году, впервые после 1992 г. До конца текущего года численность научных работников должна увеличиться за счет приема выпускников аспирантуры, основная часть которых заканчивает обучение в IV квартале 2001 года.

Заседание Президиума СО РАН
Идет очередное заседание Президиума.

Принесла свои плоды и деятельность Президиума Отделения по поддержанию квалификационной структуры научных кадров. На выборах в члены Академии в 1997 и 2000 годах на вакансии СО РАН и специализированных отделений от Сибирского отделения избрано 18 действительных членов и 35 членов-корреспондентов РАН. В настоящее время в СО РАН состоят 64 академика и 73 члена-корреспондента РАН.

С 1997 по 01.09.2001 г. сотрудниками Отделения защищено 435 докторских и 1165 кандидатских диссертаций; за предыдущие пять лет - соответственно 437 и 976. Средний возраст защитивших докторские диссертации составил 51,1 года, защитивших кандидатские диссертации - 34,9 года. В возрасте до 40 лет докторские диссертации защитили 34 человека (7,7%), до 30 лет кандидатские диссертации защитили 420 человек (36,1%).

Этому способствует реорганизованная сеть советов, состоящая из 63 докторских и 9 кандидатских советов по защитам, утвержденных ВАК на 01.09.2001 г.

Важную роль в подготовке молодых научных кадров играет аспирантура. Президиум Отделения внес существенные коррективы в ранее действовавшую систему централизованной поддержки молодежи, позволившие существенно увеличить численность аспирантов в научных учреждениях. За период с 1997 по 01.09.2001 г. в очную аспирантуру зачислено 2403 человека (в 1992-1996 гг. - 910). В 2000 г. в аспирантуре проходили подготовку 2070 аспирантов, в 2001 г. (за 9 месяцев) - 1917 аспирантов, из них 1752 - с отрывом от производства, что составляет 18% от общей численности научных работников Отделения.

За неполные пять лет из 1032 человек, окончивших аспирантуру с отрывом от производства, оставлены в СО РАН для дальнейшей работы 785 человек. До конца календарного года еще намечается выпуск более 250 аспирантов очной формы обучения.

Активное участие научных учреждений Отделения в интеграции с высшей школой обеспечило привлечение значительной части студенческой молодежи к научно-исследовательской работе и расширение ее притока в СО РАН. За период с 01.01.97 г. по 01.09.2001 г. в Отделение принято 2407 выпускников вузов (в 1992-1996 годах - 1841 выпускник), из них 1672 выпускника зачислены в аспирантуру и 735 - на штатные должности.

Интенсивная подготовка молодых научных кадров и прием выпускников аспирантуры и вузов позволили стабилизировать численность молодежи в составе Отделения и несколько замедлить процесс старения научных кадров. В настоящее время из 8909 научных работников в возрасте до 33 лет насчитывается 1338 человек (плюс 2000 аспирантов), или 15,2%, от 34 до 49 лет - 3338 человек (37,5%), 50 лет и старше - 4233 человека (47,3%). Средний возраст научных работников составляет 48,1 года, докторов наук - 58,1, кандидатов наук - 48,2, сотрудников без ученой степени - 40,7 года.

По возрастному составу мы выглядим несколько лучше, чем в среднем по России, но сильно проигрываем на мировом фоне. Таким образом, существенного перелома в деле омоложения кадров нам добиться не удалось, но все же сдвиги есть, и есть положительный опыт в этом деле у достаточно большого количества институтов - в Отделении 21 институт, где процент молодых ученых до 33 лет 20-30 и более.

Не удалось добиться перелома и в тяжелой проблеме строительства жилья для молодежи. Мы пытаемся его строить в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, будем искать возможности и в других центрах. Но очень многое зависит от инициативы на местах, от активности и предприимчивости недавно возрожденных советов молодых ученых. Ждем предложений, мы готовы оказывать им всяческую поддержку.

Проведенная реструктуризация сети научных учреждений и реформирование самих институтов позволили не только сконцентрировать научный потенциал на решении крупных фундаментальных проблем, но и успешно реализовывать научные достижения в практике. Поступления внебюджетных средств по контрактам с зарубежными фирмами и хоздоговорам, а также международным и отечественным грантам у многих институтов заметно превышают 50%, и в целом по Отделению доля этих средств стабильно превышает половину бюджета.

Комплексные проверки однозначно показали, что там, где Институт выступает как единая научно-технологическая фирма, в течение многих лет сохраняется высокий уровень зарабатываемых средств, выплачивается более достойная заработная плата и обновляется приборная база.

Основными источниками приобретения приборов в 1997-2001 годах были:

- средства, выделенные СО РАН в рамках немецкой кредитной линии (кредит N 1) в сумме 15,6 млн DM, или 8 млн дол. США. Было поставлено приборов на сумму 12,9 млн DM. Остальное оборудование на сумму 2,7 млн DM будет поставлено в конце 2001 - начале 2002 года;

- целевые и дополнительные средства, выделенные Отделению по статье «Международная деятельность» (МД) - еще 7,5 млн дол. США;

- средства институтов, в том числе внебюджетные.

Все закупки крупного научного оборудования по статье «МД» и основному бюджету для нужд СО РАН проводились по результатам тендеров по заявкам институтов Отделения. При этом приоритетом пользовались заявки от центров коллективного пользования, заявки на приборы и оборудование для интеграционных проектов, а также учитывались интересы региональных центров СО РАН. За отчетный период проведено три тендера. В 1997-2001 годах для институтов Отделения было закуплено более 40 крупных уникальных приборов и оборудования на сумму более 6,5 млн дол. США.

Часть целевых и дополнительных средств (примерно 2 млн дол. США) была выделена на приобретение мелкого лабораторного оборудования. Эти средства распределялись через объединенные ученые советы по наукам среди всех институтов СО РАН. Всего было закуплено около двух тысяч наименований лабораторного оборудования.

С 2000 года по инициативе Приборной комиссии начата важная работа по поддержке производства в СО РАН импортозамещающей техники. Основная цель этой деятельности - укрепление приборной базы институтов Отделения, поддержка отечественного производителя научного оборудования, экономия бюджетных средств. В 2000-2001 годах целевая поддержка была оказана 19 учреждениям СО РАН при общем объеме финансирования около 10 млн руб.

Говоря о собственных производителях, нельзя не отметить подвижническую деятельность ряда институтов Отделения по изготовлению современного научного оборудования, открывающего принципиально новые исследовательские возможности в экспериментах.

Здесь нужно упомянуть институты Теоретической и прикладной механики и Гидродинамики, создавшие сверхзвуковую криогенную аэродинамическую трубу; институты Ядерной физики и Химической кинетики и горения, заканчивающие первую очередь лазера на свободных электронах; институты Гидродинамики, Ядерной физики и Институт химии твердого тела и механохимии, сумевшие «приспособить» взрывную камеру на станции Центра синхротронного излучения и провести уникальный эксперимент; Институт сильноточной электроники в Томске, создавший целую серию уникального научного оборудования на основе явления взрывной эмиссии. Это хорошие примеры не только для СО РАН, но и для всей академической науки России.

Сфера капитального строительства в связи с практическим прекращением бюджетного финансирования все эти годы оставалась в целом провальной. На принципах долевого финансирования за счет средств Президиума, институтов и личных средств сотрудников кое-где продолжает строиться в основном жилье и частично объекты науки. В сопоставимых ценах 1984 года это 6-7 млн руб. Эта проблема, как и проблема недостроя, остается для решения будущему составу Президиума.

Заметно лучше в Отделении положение с другими направлениями реализации упомянутой «Концепции адаптации и реформирования СО РАН...».

Удалось сдвинуть с мертвой точки проблему ремонта. В течение последних пяти лет в среднем объемы капитального ремонта увеличивались, и объемы средств, выделяемых из централизованных источников на эти цели, в 2001 году достигли уровня благополучного 1984 года.

Опыт реструктуризации жилищно-коммунальных служб Иркутского и Новосибирского научных центров показывает, что на этом пути также имеются значительные резервы. Так, почти все объемы капитального и текущего ремонтов ЖКУ из ИрНЦ выполняет за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, которые составляют 70% от общих расходов на эти цели. Только включение в состав ПЖРЭУ ННЦ ремонтно-строительного управления за счет уменьшения налогов дало в среднем экономию 35% по сравнению с тем, если бы эти же работы выполнялись строительными организациями.

В своем докладе на годичном Общем собрании в марте 2001 года я довольно много говорил о результатах комплексных проверок, вновь возобновленных в Отделении впервые за последние 10 лет. Институты Отделения успешно прошли за отчетный период не только эти проверки, но и две аккредитации 1997 и 2001 годов.

По результатам этих испытаний можно уверенно сказать, что институты Сибирского отделения Российской академии наук не только пережили смутное время, но и на достойном уровне выполняют свою главную задачу - производство новых знаний.

...Я хотел бы отметить, что в последние годы в Отделении возросла роль экономистов в кооперации с другими специалистами. Они проделали огромную работу. К этому их побудил возросший спрос руководства страны на результаты научных исследований и прогнозов.

Усилиями многих институтов и специалистов Отделения за отчетный период были подготовлены и направлены в Правительство РФ аналитические записки по ряду животрепещущих вопросов:

1998 г.

«О федеральной программе освоения ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и выходе России на Азиатско-Тихоокеанский рынок».

1999 г.

«Топливно-энергетические ресурсы России и сценарии выхода страны из экономического кризиса» (совместно с Президиумом РАН).

«О состоянии здоровья населения Сибири» (совместно с СО РАМН). «Анализ состояния и пути сохранения индустриального потенциала России».

2000 г.

«Материалы к Государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу».

2001 г.

«Государственная стратегия развития Сибири на долгосрочную перспективу» (совместно с МАСС и Советом Сибирского федерального округа).

Указанные записки имели большой общественный резонанс, некоторые были рассмотрены на заседаниях Президиума РАН. Стратегии развития Сибири были посвящены и совещание высокого государственного уровня в Академгородке с участием Президента РФ В.В.Путина и выездное заседание Президиума РАН в Новосибирске.

В настоящее время завершается подготовка и утверждение на заседании Правительства РФ Стратегии развития Сибири, подготовлен проект плана первоочередных мероприятий на период до 2004 года, который будет рассмотрен на заседаниях Совета Сибирского федерального округа и Правительства РФ до конца года.

Мне кажется, это одно из важнейших направлений деятельности ученых Отделения, продолжающее линию проводившихся в годы советской власти всесоюзных конференций по развитию производительных сил Сибири и реализующее одну из важнейших функций СО РАН, связанную с интересами Сибирского региона и России в целом.

На этом я хотел бы завершить обзор главных направлений деятельности Президиума Отделения по реализации «Концепции адаптации и реформирования СО РАН...».

Вместе с тем я хотел бы подчеркнуть, что это только начало пути. Решение многих задач нами только обозначено, для достижения других - нужен тщательный анализ и взвешенные решения. Сегодня совершенно ясно, что если мы хотим оставаться на мировом уровне исследований, а по ряду направлений - подняться до него, мы должны продолжить изменения, в том числе и в области совершенствования структуры институтов и научных центров и организации научных исследований с учетом передового собственного и мирового опыта.

Так, многие члены нашего научного сообщества высказывают соображения, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов нецелесообразно сохранять слабые научные подразделения, не дающие многие годы научных результатов мирового уровня. Лучше за этот счет развивать перспективные научные направления, где мы обеспечены соответствующим кадровым потенциалом и оборудованием. Но вопрос не так однозначен. Например, для институтов в провинциальных городах Сибири при этом недоучитывается их средообразующая роль. Однако думать на эту тему необходимо, как необходимо также понять, почему производительность труда экспериментальных мастерских или цехов внутри научно-исследовательских институтов бывает на порядок выше, чем на опытном заводе или в КТИ. Повышение эффективности научных исследований нашей работы должно быть одним из главных направлений деятельности будущего Президиума.

В части интеграционных исследований мы должны думать о более широком привлечении ученых других региональных отделений, академий наук стран СНГ и зарубежных участников. Недавно мы подписали договор с Обществом Макса Планка Германии, где упомянут в качестве первого приоритетного проект изучения в бореальных лесах Сибири цикла СО2 и других атмосферных газов. Только в сооружение вышки, оборудование и приборы, которые будут работать на стационаре в Красноярском крае, немецкая сторона вкладывает 2 млн марок. Это не считая того, что мы получаем доступ к базам данных аналогичных станций Европейской сети. Это только один пример выхода на мировой уровень исследований, а их у нас немало.

Г.А.Жеребцов, Ю.С.Осипов и Н.Л.Добрецов
Обсуждение в полете развития сети обсерваторий Института солнечно-земной
физики СО РАН. Слева направо: академик Г.А.Жеребцов, директор ИСЗФ,
президент РАН Ю.С.Осипов, председатель СО РАН Н.Л.Добрецов.

Мы должны поддерживать разнообразие форм объединенных институтов, поддерживать центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием и приборами (здесь у нас есть как положительные примеры - Центр синхротронного излучения, так и случаи, когда центр декларируется, а дорогостоящий прибор годами даже не вводится в строй), коллективное, с участием иностранных ученых, использование полевого экспериментального хозяйства - стационаров, флота и т.п.

Оценка того, что мы можем получить на оборудование в следующем году, показывает увеличение средств в 1,5 раза. Эти средства нужно направить в основном на оснащение центров коллективного пользования.

Особое внимание следует уделять улучшению пропаганды, доведению до широкого научного (и не только научного) сообщества получаемых нами результатов, повышению рейтинга наших научных журналов, подготовке обобщающих монографий и учебников по прорывным направлениям, а также научно-популярной литературе. К сожалению, работа Издательства СО РАН оставляет желать много лучшего, и мы договорились на Президиуме, что уже в ближайшее время подробно рассмотрим все вопросы издательской деятельности.

Дальнейшее совершенствование кадровой и молодежной политики требует усилий с разных сторон.

Открытие Сибирской школьной олимпиады по геологии (2000)
На открытии Сибирской школьной олимпиады 2000 года по геологии.
В числе организаторов Олимпиады (справа налево): председатель СО РАН академик
Н.Л.Добрецов, профессор Ю.Г.Щербаков, ректор НГУ член-корреспондент РАН
Н.С.Диканский, директор СУНЦ НГУ (бывшая ФМШ) А.А.Никитин, директор
Института геологии нефти и газа академик А.Э.Конторович.

Со стороны Президиума СО РАН необходимы:

- продолжение активной молодежной политики (строительство жилья, повышение стипендий аспирантам, молодежные конкурсы, поддержка деятельности Совета молодых ученых и др.). Здесь нужен решительный шаг, который мы надеемся сделать уже в следующем году; на строительство жилья для молодежи по проекту бюджета 2002 года предусмотрено увеличение средств в 1,6 раза. Но эти 16 млн надо как минимум удвоить за счет привлечения средств институтов и субъектов Федерации;

- поддержка советов по защитам и вместе с другими мерами - стимулирование раннего становления молодого ученого;

- сохранение рейтинговой системы;

- взвешенная политика по омоложению руководства лабораторий и многих институтов.

Со стороны Совета молодых ученых (СМУ) требуется:

- активизация деятельности в сторону большей конкретизации;

- повышение самостоятельности и влияния СМУ в определенных сферах деятельности СО РАН, например в развитии технопарковой и телекоммуникационной сфер научных центров (опыт «Факела», примененный к современной ситуации).

С такой инициативой, кстати, СМУ выступил на одном из последних заседаний Президиума. В свою очередь, Президиум заказал Совету молодых ученых провести анализ и подготовить записку о состоянии молодежных проблем в Отделении и возможных путях их решения.

Нужно продолжить работу по оформлению участия СО РАН в качестве учредителя сибирских университетов, прежде всего НГУ.

Мы должны продолжить усилия по оптимизации добывания и использования финансовых ресурсов, в том числе по повышению социальной защищенности ученых.

Принципиальным является вопрос повышения уровня заработной платы сотрудников. Без повышения уровня зарплаты в 2-3 раза мы никогда не решим многих других проблем. По нашим прикидкам, в 2002 году мы должны выйти по Отделению в среднем на уровень 5000 руб. (без районных коэффициентов). Президиум должен не только содействовать этому, но и контролировать процесс, разбираясь с причинами и ситуацией в тех институтах, где средняя заработная плата будет ниже этого уровня. Требует оценки и регулирования необходимая дифференциация зарплаты в институтах.

Нужно продолжить анализ эффективности экспериментальных производств и проведение мероприятий по ее повышению. В связи с оживлением российской промышленности важной сферой стали координированные взаимоотношения с ведущими отраслями - Минатомом, Минобороны, МПС и др. и фирмами, такими как «ЮКОС», «Газпром», «Норильскникель» и др.

Несомненно, необходимо сохранять и развивать систему программ, финансируемых из централизованных фондов. Среди них:

- конкурсные программы (интеграционные проекты, молодежные, экспедиционные и др.);

- центры коллективного пользования (синхротронного излучения, лазер на свободных электронах, сертифицированные аналитические лаборатории, сеть Интернет и т.п.);

- производство собственных приборов и оборудования и др.;

- экспериментальное хозяйство, включая виварии, стационары коллективного пользования, Байкальский флот;

- центры новых медицинских технологий и другие формы интеграции с РАМН;

- программа энергосбережения;

- капитальный ремонт.

Все более важной становится международная деятельность Отделения, хотя совершенно очевидна необходимость ревизии эффективности наших международных программ сотрудничества.

Роль Президиума здесь я вижу прежде всего в расширении информационной составляющей в системе Интернет, в том числе и по результатам заграничных командировок наших сотрудников. Необходимо продолжить ревизию деятельности международных научных центров на территории Сибири и содействие успешно работающим (путем возможного воссоздания на новом уровне конкурса международных проектов, первоочередной поддержки стационаров, необходимых для работы международных центров, и других мер).

Открываются дополнительные возможности по формированию многосторонних программ в рамках Ассоциации академий наук в Азии. Проекты некоторых из них - по сейсмобезопасности, чистой воде и археологии - рассмотрены недавно на заседании Президиума.

Наконец, «головная боль» и повседневная забота руководства Отделения и наших научных центров - содержание инфраструктуры. Несмотря на значительные усилия, здесь мы менее всего добились успеха. В целом этот блок сегодня находится на стадии активного обсуждения и экспериментов. В связи с принятием Земельного кодекса могут возникнуть проблемы и с землей.

Мы должны продолжить совершенствование инфраструктуры, должны найти пути ее адаптации к рыночным условиям либо посредством превращения академгородков в наукограды (что мало вероятно), а скорее всего на основе имеющегося положительного опыта самих научных центров, превращения их в активные технопарковые зоны, воссоздания совета председателей научных центров, последовательного решения проблем энергоснабжения, освоения разных форм содержания и ремонта жилья (ПЖРЭУ в Новосибирске, ТСЖ в Красноярске, КБЦ в Томске), рационального использования площадей, ликвидации долгостроев; обсуждения и согласования политики развития академгородков с центральными властями, с областными и городскими администрациями Сибири. Для обсуждения этого на конец ноября намечено собрание Новосибирского научного центра, а в декабре - выездное заседание Президиума СО РАН в Иркутске. Надо существенно повысить эффективность работы служб, особенно в ННЦ, и Президиума СО РАН в целом. Здесь есть резервы.

Много предложений дано членами Президиума СО РАН в отчетах об их деятельности. Эти и другие предложения требуют специального рассмотрения на заседаниях Президиума и Общем собрании СО РАН весной 2002 года.

В заключение я хотел бы вспомнить, что в отчетный период мы отметили несколько юбилейных дат - 275-летие Российской академии наук, 40 лет Сибирского отделения, 100 лет со дня рождения основателя СО РАН академика Михаила Алексеевича Лаврентьева и 70-летие со дня рождения председателя Отделения академика Валентина Афанасьевича Коптюга. Я хотел бы призвать новый состав Президиума быть достойными наших великих предшественников и приложить все усилия, чтобы не уронить, а укрепить высоко поднятую ими планку российской науки.


* Наука в Сибири. 2001. N 44.
 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Из отчетного доклада на Общем собрании Сибирского отделения РАН 13 ноября 2001 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.424-436.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (60,900 bytes)
Посещение 3758 с 25.01.2010