Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Из программного выступления кандидата на пост председателя СО РАН (1997)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
ИЗ ПРОГРАММНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ КАНДИДАТА НА ПОСТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ ОТДЕЛЕНИЯ
6 мая 1997 года
*

Деятельность Президиума в последние четыре месяца была ориентирована на выполнение решений последнего Общего собрания Отделения и планов, намеченных Валентином Афанасьевичем Коптюгом. В их числе рекомендации семи рабочих групп по анализу опыта использования в рамках Отделения новых организационных форм и комиссии по совершенствованию работ жизнедеятельности Новосибирского научного центра под руководством академика С.Н.Багаева, созданных еще при жизни Валентина Афанасьевича. Президиум работал регулярно. В результате удалось обсудить все намеченные вопросы и принять ряд важных решений.

Среди обсуждавшихся проблем важнейшими были:

1. Дальнейшее развитие интеграционных процессов. Оно первоначально задумывалось Валентином Афанасьевичем как хорошо продуманная перестройка сети наших научных учреждений, в том числе как интеграция по интересам родственных, но уже территориально удаленных институтов. Однако первое обсуждение этого вопроса в Иркутском и Бурятском научных центрах, а затем на Президиуме показало, что такая перестройка - сложный и длительный процесс. Поэтому вместо создания новых структур Президиум пошел по пути формирования интеграционных программ и проектов. 20 апреля 1997 года в Отделении объявлен конкурс междисциплинарных интеграционных проектов фундаментальных исследований. Разработано и утверждено положение о конкурсе и создана конкурсная комиссия из председателей объединенных ученых советов по наукам во главе с академиком В.М.Титовым. В плане бюджетного финансирования Отделения на этот конкурс предусмотрено 7 млрд руб. из целевого резерва Президиума, а размер грантов определен от 100 млн до 1 млрд руб. в год. Конкурс планируется завершить в начале июня 1997 года.

На заседании Президиума был заслушан ряд научных сообщений, которые можно рассматривать как примеры таких интеграционных проектов, в частности доклад академика Г.А.Толстикова по проекту «Создание лекарственных препаратов и биологически активных веществ» и доклад академика А.С.Алексеева, члена-корреспондента С.В.Гольдина о проекте «Геотомография».

Формируемая федеральная целевая программа «Сибирь», включающая научно-технологические и энергетические блоки как важнейшие составляющие, также может послужить для институтов Отделения серьезной основой для интеграции исследований технико-технологического, социально-экономического и экологического плана.

Академик Н.Л.Добрецов

2. Усиление поддержки индивидуальных ученых или небольших групп ученых. Для этого были проведены меры по укреплению связей Сибирского отделения с Российским фондом фундаментальных исследований и создана рабочая группа во главе с доктором физико-математических наук Г.А.Сапожниковым. Созданы такие же рабочие группы по другим фондам. Примером сотрудничества с Российским фондом фундаментальных исследований может служить следующее. В 1996 году Фонд впервые поддержал предложение и направил на экспертизу в Сибирь более 600 проектов по трем научным направлениям. Работа по экспертизе была успешно завершена, и мы вышли с предложением расширить этот опыт по другим направлениям наук и активнее привлекать к экспертизе сибирских ученых.

Другим положительным примером сотрудничества с РФФИ является организация совместных конкурсов по фундаментальным научным исследованиям в регионе по схеме финансирования «50 : 50»: т.е. 50% дает РФФИ, 50% - регионы из своих бюджетов. Сейчас завершается первый такой конкурс на примере Байкала. Есть возможность добиваться и более широкого круга конкурсов, в частности, например, по проблемам Арктики, по лесам Сибири, а также возможны предложения по организации совместно с Фондом новых международных конкурсов на тех же условиях финансирования.

Общее собрание СО РАН (очередь для голосования)
Чисто академическая очередь (за бюллетенями для голосования).

Гранты РФФИ могут составлять 10-15% в объемах финансирования, но в целом их роль в 1996 году составила 16 млрд руб., или 6%. Наибольшее число грантов получено химиками, физиками, а по суммарному объему грантов лидируют науки о Земле.

Международные гранты составили около 4,5 млн дол., или 24 млрд руб. Лидерами являются здесь 7 институтов, которые дают более половины всей суммы международных грантов.

Аналогичная группа была создана совместно с Российским фондом технологического развития, и здесь накоплен тоже большой положительный опыт, и совместно с Миннауки заключено соглашение о создании при Сибирском отделении информационно-консультационного центра по программам Европейского сообщества. В середине мая нам уже предстоит провести в Новосибирске с участием представителей ЕЭС презентацию второго конкурса программ «Инко-Коперникус». Отбор и финансирование проектов из различных фондов на конкурсной основе является существенной, но не решающей формой поддержки научных исследований.

Не менее важны и вышеупомянутые интеграционные программы, а также работа институтов по заключению крупных контрактов с зарубежными и отечественными лабораториями и компаниями.

3. Международная деятельность. Здесь развивались разные формы, такие как работа по совместным проектам, деятельность международных исследовательских центров, контракты институтов с зарубежными компаниями и совместные предприятия. Приведу некоторые примеры.

Наиболее известны наши международные центры, созданные при всех ведущих институтах. Таких центров создано 16. Они работают, конечно, не в одинаковой степени активно, но в целом накопили большой опыт. Есть ряд положительных факторов, которые привлекают в эти центры ведущих зарубежных специалистов и позволяют получать большинству центров значительные и интересные результаты, публикуемые в ведущих мировых изданиях. Вот два примера. Уровень изданий по результатам работ в Байкальском международном центре экологических исследований - около 70 публикаций в год, в том числе в таких журналах, как «Science» и «Nature», и второй пример - это Международный центр синхротронного излучения, где ежегодно публикуется около 80 совместных работ.

Деятельность некоторых международных центров оказалась недостаточной или неэффективной, и Президиум должен принять по ним отдельное решение после обсуждения.

Поступают предложения о создании новых международных центров, например, мезомеханики в Томске. Нас ограничивает сейчас отсутствие положения о статусе таких центров. Подготовленный нами проект был направлен еще два года назад в Миннауку, но до сих пор не утвержден.

Крупные зарубежные контракты становятся все более важной, а для некоторых институтов - главной формой получения дополнительных средств. Так, в Институте катализа сумма контрактов превышает 1 млн дол. в год. В Институте ядерной физики контракты, выполненные в 1996 году, в том числе и через Международный центр синхротронного излучения, измеряются десятками миллионов долларов. В Институте сильноточной электроники в Томске валютные поступления от совместных исследований и проектов с зарубежными лабораториями в 1996 году составили около 70% общего финансирования института.

Увеличение контрактных работ с зарубежными фирмами, с одной стороны, служит подтверждением высокого уровня нашей науки и дает крупные дополнительные средства, а с другой стороны, здесь нас подстерегают большие опасности. Главное - не нарушить пропорцию фундаментальных и прикладных работ, а также сохранить права на интеллектуальную собственность. Для разработки дополнительных мер по защите собственности Президиум Отделения создал рабочую группу во главе с членом-корреспондентом В.Н. Пармоном и поручил ей до 15 мая подготовить предложения о создании Сибирского корпоративного фонда патентов, находящихся в государственной собственности.

4. Молодежная политика. Здесь был принят ряд мер, в том числе увеличение стипендий аспирантам и неограниченный прием в аспирантуру, что способствовало росту в последнее время численности очной аспирантуры от 500человек в 1995 году до 710 в 1996 году. Эту тенденцию надо закрепить.

Важным направлением должно быть и проведение конкурсов молодежных грантов. Зачатки такой системы в ряде институтов уже имеются. Предпочтение молодежным грантам предусмотрено также в вышеупомянутом Байкальском региональном конкурсе РФФИ. Получение таких грантов молодыми учеными стимулирует более раннюю самостоятельную работу, помогает им раскрыться, а также поддерживает материально.

Наконец, важнейшим фактором закрепления молодежи является предоставление жилья молодым специалистам. Это может осуществляться путем покупки институтами квартир и их последующей продажи в долгосрочный кредит или предоставлением арендного жилья из резерва научных центров. Более перспективной представляется именно покупка в долгосрочный кредит, для погашения которого можно использовать ежегодные материальные поощрения, а также средства от переуступки прав молодого специалиста институту на изобретения или лицензии.

Таким образом, в отношении молодежной политики нужны свежие идеи, решительные шаги, а также подключение самих молодых ученых через повышение роли Совета молодых ученых.

5. Финансовая деятельность. Она является важнейшим системообразующим фактором в работе Сибирского отделения. У нас общее бюджетное финансирование дошло до минимума в 1995 году и сейчас начало немножко подниматься. Если будет выполнен план 1997 года по финансированию, то эта сумма по цифрам возрастет в 1,7 раза, в сопоставимых ценах - несколько меньше. Такое увеличение позволит произвести в текущем году ряд операций.

Годичное распределение финансирования Сибирского отделения было обсуждено и принято Президиумом после рассмотрения на бюро объединенных ученых советов. Оно состоит из трех частей: базовое финансирование, целевой резерв Отделения (программы и конкурсы) и крайний резерв, который фактически будет съеден недофинансированием Минфина в связи с ожидаемым уменьшением государственного бюджета. Первые две строчки, базовое финансирование и целевой резерв, надо во что бы то ни стало выполнять.

В этом году была произведена некоторая корректировка базового финансирования. Сначала была корректировка для отдельных институтов, основанная на сопоставлении среднего тарифного коэффициента. Принципы корректировки Президиумом были одобрены. Затем было повышение в 1,4 раза суммы бюджетного финансирования и зарплаты для всех институтов. После такой процедуры выявились три уровня. Наиболее высокий уровень имеют институты математического профиля, что объясняется более высокой квалификацией сотрудников, среди которых значительное число докторов и кандидатов наук. Самый низкий уровень - у институтов физико-технического профиля, что объясняется тем, что ранее большую часть своих средств они получали за счет оборонных заказов и недополучали базовое финансирование. Поправку базового финансирования в этих институтах надо продолжить, но это обычно крупные институты, и ее невозможно сделать в один прием.

Хотел бы также сказать о целевых программах, которые утверждены Президиумом. Наряду с традиционными программами, которые в той или иной мере финансировались и раньше, появился ряд новых, в том числе поддержка уникального оборудования, поддержка экспериментальных хозяйств и конкурсы по программам фундаментальных исследований. Планы финансирования по этим программам пока успешно выполняются, хотя и в определенной последовательности. Естественно, сначала надо было обеспечить подписку на научную литературу, экспедиционный конкурс, а по мере поступления средств будем стараться выполнять и другие программы.

Важнейшим направлением деятельности Президиума СО РАН является борьба против налогового кодекса в его сегодняшнем виде. Централизованное финансирование СО РАН отдельной строкой является, как подчеркивал Валентин Афанасьевич, важнейшей системообразующей функцией. Без нее Сибирское отделение превратится в сумму центров, напрямую подчиненных Москве, и в значительной мере потеряет свои возможности и свой потенциал.

6. Инфраструктура и социальная сфера. Конечно, нужно оптимизировать нашу деятельность по поддержанию инфраструктуры и искать дополнительные источники финансирования. Управление делами за счет аренды, за счет использования гостиницы и других способов зарабатывает в год несколько миллиардов. От нашего бюджетного финансирования это составляет менее процента. Поэтому даже если увеличить эту цифру в два, три, четыре раза, это не спасет положения, хотя и окажет какую-то помощь.

Добавлю еще несколько принципов, их уже называли, я их только прокомментирую. Первое - это коллегиальность и открытость в работе Президиума. Я надеюсь, что за прошедшие три-четыре месяца видно: проходят регулярные заседания Президиума, открытые обсуждения всех вопросов, в том числе финансирования программ, через объединенные ученые советы. Учет специфики наших научных центров, в частности усиление состава Президиума за счет привлечения представителей центров, а не только их председателей.

Второе - это четкое распределение обязанностей между всеми членами Президиума, и прежде всего среди руководства. В данном случае я согласен с тезисом, что это должна быть команда единомышленников или, по крайней мере, близких по взглядам людей, имеющих персональную ответственность за порученное дело.

Третье - это внешние связи. Здесь одинаково важна работа с Минфином, Миннаукой, с Президиумом Российской академии. Приоритетное направление составляет и работа с регионами. У нас с «Сибирским соглашением» и Миннаукой было совместное решение, подписанное еще В.А.Коптюгом, но очевидно, оно нуждается в уточнении и дополнении. Есть у нас и соглашения, касающиеся развития и поддержки научных центров СО РАН, с отдельными регионами, в частности, с Республикой Саха (Якутия), Бурятией, Тувой и некоторыми другими. Эту работу нужно продолжить и сделать ее более конкретной.

Четвертое - надо сохранить научные школы, единство и традиции. Это наша общая задача.

Отвечая на вопрос, не считаете ли вы, что у нас слишком много фундаментальной науки, подчеркну: у нас никогда не было избыточной фундаментальной науки. Тем не менее нам пришлось ужаться, и, вероятно, и дальше надо будет предпринимать какие-то меры, пока за нас не начнут работать чиновники. Мы должны наладить работу по оптимизации сети институтов, она уже начата - по совершенствованию направлений по фундаментальным наукам, предложенных Академией наук и утвержденных Правительством. Эта работа на объединенных ученых советах в основном уже проведена. Первый вопрос, по которому будут аттестованы наши институты - соответствуют ли они определенным приоритетам. Эта работа также важна, чтобы понять, требуется ли сокращение в тех или иных коллективах, решающих те или иные проблемы. Мы действительно не настолько богаты, чтобы дублировать основные исследования, поэтому перестройка в таком плане, как совершенствование структуры институтов по приоритетам, по которым они действительно сильны, это главное направление. (Хотя для ряда институтов важно и то, что это единственный институт в регионе, что его наличие оказывает сильное влияние в целом на культурный уровень региона и надо принять максимальные меры, чтобы его сохранить.)


* Наука в Сибири. 1997. N 20.
 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Из программного выступления кандидата на пост председателя Сибирского отделения РАН на Общем собрании Отделения 6 мая 1997 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.387-393.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (36,262 bytes)
Посещение 3959 с 25.01.2010