Е.С. Годунова ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Сергей Константинович Годунов родился в Москве в семье военного инженера Константина Дмитриевича Годунова и Екатерины Викторовны Чертовой. От отца С.К.Годунов унаследовал талант изобретателя, а от матери - высокую культуру мышления, духовность и независимость. Екатерина Викторовна Чертова - из древнего дворянского рода, предок которой при Иване Грозном сделал первую карту Русского государства и провел его границу - черту. Константин Дмитриевич Годунов - стратонавт и конструктор воздухоплавательных аппаратов. Его стратостаты зависли над Москвой и спасли город от фашистских бомбардировок и разрушений в грозную осень 1941 года.
1941-1943 годы для Сережи и его семьи прошли в эвакуации в с. Корсун примерно в 100 км от г. Ульяновска. Сережа посещал сельскую школу, где был очень хороший математик по прозвищу "Скороход". Вероятно, от фамилии Скороходов. Он интересно преподавал предмет. Вместе с ребятами ходил чистить конюшни, жеребят, что ему очень нравилось. Пробовал учиться водить трактор. В домашние обязанности Сережи входило отоваривание карточки. Несколько раз ему удавалось поворачивать к дому возки с кониной, которую привозили на продажу из ближайших деревень.
| | С однокурсниками Сергеем Рыжковым и Майей Беловой. 1951 г. |
Из с. Корсун уезжали, когда Сережа был в шестом классе. Учителя разрешили сдать ему досрочно предметы, чтобы не было трудностей в школе по возвращении в Москву. Но они все равно были. Из его прежней школы сделали госпиталь, и ходить пришлось в школу N 325, где учились дети известных музыкантов, писателей, политиков. В одном классе с Сережей учился сын А.М.Горького - Павлов (по фамилии матери). Годом старше - сын В.П.Чкалова и дочь скрипача Некгауза и первой жены Б.Л.Пастернака - Мила Некгауз. Потом Сергей и Мила оказались на одном курсе в Московском государственном университете.
Нелегко было привыкнуть к атмосфере высокомерного остроумия: было принято острить над сказанной другим фразой, чтобы по-мальчишески выпятить свою интеллектуальность (не путать с интеллигентностью). Но примирила с обстоятельствами физика, и Сережа постепенно освоился на новом месте. Физик разрешил семикласснику Сергею готовить опыты для уроков в 7-10 классах. И это было интересно.
Классным руководителем была учительница немецкого языка с сибирской фамилией Зырянова. Ее уроки очень нравились. Много писали диктантов, с которыми проблем у Сережи не было, так как вторым языком, которому учила его мама с самых малых лет (первым был французский), был немецкий.
Времена были голодные, и учителя часто болели. А чтобы пара или даже две не пропадали и школьники не болтались без дела, все часы отдавались учителю рисования - большому и крепкому. Он же работал в Третьяковской галерее, куда Сережу водила мама.
Учитель рисования посвящал все освободившееся время лекциям по истории искусства. Он рассказал, например, историю о написании И.Е.Репиным картины о Ермаке. И.Е.Репин специально ездил в те места, ходил на веслах с рыбаками, и его поразила красота брызг, летящих от весел. Он изобразил эти брызги на картине. Когда ее вывесили в галерее, то художник был поражен равнодушию, с каким люди проходили мимо его монументального полотна. Он внимательно, со стороны посмотрел на картину, после чего забрал ее домой и убрал все брызги. И сразу сюжет картины стал выпуклым, притягивая внимание посетителей. Брызги отвлекали. Этот пример Сергей Константинович впоследствии приводил, когда надо было показать, что иногда детализирование мешает работе в целом.
Еще летом 1943 года Сережа появился в Доме пионеров в Харитоновском переулке, о котором писал еще А.С.Пушкин. Заведующий историческим кружком Родин предложил ему записаться в его кружок. Лето прошло в увлекательных изысканиях. Всем кружковцам были даны темы, связанные с далеким прошлым Москвы. Сереже из-за фамилии достался период Бориса Годунова - убийство царевича, подстрекание татар на нападение для отвлечения народа от преступления, строительство оборонительного кольца, которое впоследствии превратилось в Садовое.
Ребят учили работать в библиотеке. Они получили пропуск в Большую Ленинскую библиотеку и упивались историческими "раскопками". Доклад Сергея (о других - неизвестно) был записан на пластинку и затем транслировался по радио.
Вскоре Родин решил устроить показательный суд над Иоанном Грозным. Были распределены роли прокурора, судьи и прочих. Но администрация Дома пионеров посчитала невозможным устраивать суд над великим человеком: Иоанна Грозного очень чтил И.В. Сталин. И тот же Родин стал объяснять ребятам, почему суд проводиться не будет, приводя уже другие убедительные доводы. Были и раньше подобные случаи, но этот стал толчком, чтобы Сергей отошел от кружка, поняв, что историком он не будет.
В конце седьмого класса в "Комсомольской правде" он увидел объявление о приеме в школу военно-воздушных сил (ВВС). Его отец был очень рад этому решению, так как сам не закончил в свое время Ленинградский политехнический институт и два года учился на летчика в Качинске.
Училище находилось на Соколе. Занятия начинались в семь часов утра, заканчивались в восемь часов вечера. Кроме уроков была и строевая подготовка. Если группа во время занятий плохо работала, то заставляли ползти, преодолевая мелкую речушку Таракановку, а через час надо было явиться в отчищенной форме, с вычищенными сапогами и пуговицами.
Во время похода. Обмен чая или соли на сыр. 1952 г. |
Почти сразу после поступления Сергей подхватил тиф. Его положили в госпиталь, где лежали тифозные солдаты, многие умирали. Когда Сергей стал выздоравливать, он помогал санитаркам носить больных.
Через некоторое время после возобновления Сергеем занятий в класс вошли, назвали несколько фамилий, в том числе Годунова, посмотрели внешний вид и строем повели, как оказалось, в МГУ на математическую олимпиаду, на которой Сергей занял второе место. Директор школы ВВС - Иринарх Петрович Марков, обратив внимание на способности курсанта С.Годунова к математике, предложил ему сдать после девятого класса экзамены за десятый класс и попробовать поступить в МГУ. Иначе после десятого класса курсант автоматически направлялся на учебу на военного летчика или инженера. Более того, Иринарх Петрович освободил Сергея от обязательного посещения занятий в девятом классе, чтобы тот смог совмещать учебу с посещением математических кружков в университете.
В День Победы оказавшихся на Красной площади друзей-курсантов С.К.Годунова и Луначарского опьяненные радостью люди долго качали на руках.
Е.С.Годунова
«МЕТОДЫ ГОДУНОВА» В ОКСФОРДЕ
Начало научной деятельности академика С.К.Годунова совпало с бурным развитием прикладной и вычислительной математики, обусловленным необходимостью решения проблем, связанных с атомными и космическими проектами, с появлением первых электронно-вычислительных машин. Эти обстоятельства во многом определили научную судьбу С.К.Годунова, которая, по существу, началась в коллективе Института прикладной математики им. М.В.Келдыша Академии наук, где в начале 50-х годов для решения ряда прикладных задач был создан замечательный коллектив ученых.
Необходимость разработки эффективных вычислительных методов решения нестационарных задач газовой динамики на первых ЭВМ привела С.К.Годунова к созданию метода "распадов разрыва". Теперь этот метод известен и широко используется во всем мире как метод Годунова. Сейчас разработаны многочисленные модификации метода в виде разностных схем высокого порядка точности, применяемые при решении различных задач естествознания - от турбулентных - течений жидкости до астрофизики. В 1997 году в Мичигане (США) состоялся международный симпозиум "Метод Годунова в газовой динамике", на котором С.К.Годунову было присуждено звание Почетного доктора Мичиганского университета.
Работы Сергея Константиновича всегда впечатляют нестандартностью подходов к решению самых разных проблем прикладной математики, что дается ценой его невероятной работоспособности и умением видеть недоступные особенности объекта исследования.
Немало сделал С.К.Годунов и для воспитания научных кадров, на протяжении многих лет читая курсы лекций в Московском и Новосибирском университетах и руководя многими диссертантами.
Коллеги, ученики.
|
| | | | | | Годунова Е.С. Правильный выбор // Выпускники МГУ в Новосибирском научном центре СО РАН. 1957-2007. - Новосибирск: Гео, 2007. - С.94-96. |
|
|