Век Лаврентьева (2000) - Н.В.Карлов. И снова физтех спасли академики
Навигация
УголУгол
 
  110 М.А.Лаврентьев ЛЕТ  
В ТЕ ГОДЫ
 
  

Н.В.Карлов

И СНОВА ФИЗТЕХ СПАСЛИ АКАДЕМИКИ

Карлов Николай Васильевич (р. 1929) - член-корреспондент РАН. Ректор МФТИ с 1987 г. Лауреат Государственной премии СССР.

4 декабря 1938 года газета «Правда» на первой полосе опубликовала письмо группы ученых, среди которых были академики М.А.Лаврентьев, Н.И.Мусхелишвили, С.Л.Соболев, С.А.Христианович, а также профессор Д.Ю.Панов, о необходимости подготовки инженеров - исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким общим физико-математическим образованием. Подчеркнув государственную значимость поднимаемого ими вопроса, авторы письма указывали путь его решения - создание Высшей физико-технической школы. Ими же были сформулированы основные принципы такого высшего учебного заведения - отбор талантливой молодежи в процессе конкурсных двухступенчатых испытаний; комплектование профессорско-преподавательского состава только из крупных ученых, интенсивно ведущих творческую исследовательскую работу; создание учебного плана, рассчитанного на обучение в стенах учебного заведения в течение трех-четырех лет и двух-трех лет работы и дальнейшего обучения в лабораториях научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Предусматривалась возможно более ранняя, еще на этапе получения фундаментального общего образования, профессиональная ориентация студентов путем привлечения их к реальной научной работе. Очевидно, что это предложение по своей сути восходило к идеям Петроградского физтеха 1918 года.

Следует также подчеркнуть, что то время было по сути своей революционным. Общество, и в первую очередь ученые, во многом жили атмосферой революционного подъема, а потому тщательно изучали опыт Великой Французской революции и вдохновлялись ее идеями. Академик Христианович вспоминает*, что при формулировании идеи Высшей физико-технической школы им и его коллегами был использован не только опыт Петроградского физтеха, но и блестяще удавшийся опыт Парижской политехнической школы, знаменитой Ecole Polytechnique, созданной Конвентом и серьезно укрепленной, по существу поставленной заново, Наполеоном.

Историческая параллель очевидна. В то время в «Правде» на первой полосе просто так ничего не печатали.

Интересно и, по-видимому, далеко не случайно то обстоятельство, что авторы предложения от 4 декабря 1938 года - прозорливые и мудрые люди, несомненно, весьма крупные ученые - были не физиками, а математиками, специализирующимися в механике сплошных сред. Кроме вопросов чистой математики, в сфере их профессиональных интересов находились проблемы теории упругости, прочности материалов, колебаний сплошных сред, аэро- и гидродинамики, теории крыла и природы флаттера, струйных течений, транс- и сверхзвукового полета и т.п. Прикладная направленность даже глубоко абстрактных фундаментальных исследований в этих областях теоретической механики очевидна. Столь же очевидна необходимость грамотных инженерных изысканий в целях реализации результатов научного исследования. Интересы обороноспособности государства также просматриваются здесь достаточно отчетливо. Надо ясно понимать, что с каких бы высоких трибун и каким бы высоким стилем ни говорилось о роли фундаментальных исследований и необходимости их опережающего развития, общество в целом и его руководители оценивают науку по ее прикладной значимости. Это естественно. Так было всегда, так было везде и особенно в России 30-40-х годов нынешнего века.

Вот как рассказывает о событиях того времени первый ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Иван Федорович Петров (1897-1994)**.

Отмечая, что история МФТИ своими корнями уходит еще в предвоенные годы, и подчеркивая неизбежность принятия энергичных мер по укреплению обороноспособности страны, И.Ф.Петров - участник штурма Зимнего Дворца, один из первых советских военных летчиков, генерал-лейтенант авиации, начальник ЦАГИ и Летно-исследовательского института (ЛИИ) - пишет об активно развернутых в 1935-1941 годах работах по техническому перевооружению Красной Армии. Были укреплены и вновь созданы многие научно-исследовательские институты и лаборатории, конструкторские бюро; в них были проведены серии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов самолетов, танков, пушек, порохов, реактивных снарядов и т.п. Бурное развитие исследований по новой технике выявило дефицит в кадрах. Существовавшая система высшей технической школы готовила инженеров-эксплуатационников, в лучшем случае - инженеров-конструкторов, но отнюдь не инженеров-исследователей, не инженеров-научных работников. Молодые специалисты были плохо подготовлены теоретически, не владели иностранными языками. Хуже того, инерционность технических вузов и их кафедр не позволяла оперативно менять направления подготовки, не говоря уже о создании новых специальностей.

Далее генерал Петров пишет: «Ситуация острой нехватки научных кадров требовала принципиально нового порядка в системе их подготовки, и в конце 1940 года группа ученых обратилась в правительство с предложением об организации для этой цели специального вуза. Предложение было одобрено и даже принято постановление о создании физико-технического института, но из-за начавшейся вскоре войны оно не было реализовано.

После войны потребность в научных кадрах не только не уменьшилась, но стала более острой: авиация с переходом на реактивные двигатели делала качественный скачок в своем развитии, что влекло за собой множество серьезных проблем; возникла необходимость в таких новых, гигантских по своим масштабам отраслях промышленности, как ядерная промышленность и производство ракетной техники». К этому следует добавить радиолокацию, радионавигацию, гироскопию, инфракрасную оптику.

Итак, переживаемое страной время не позволило непосредственно перед войной реализовать предложение прозорливых ученых. Но именно опыт войны и послевоенная обстановка, роль науки и технологии в послевоенном мире и в обеспечении безопасности страны заставили вернуться к этому предложению.

* * *

...Злоключения идеи Физтеха далеко не завершились моментом создания МФТИ***. Советская высшая школа в целом не могла спокойно терпеть наличие в своем стройном или, по крайней мере, хорошо организованном теле такой особенности, как МФТИ. На протяжении всей истории МФТИ предпринимались неоднократные попытки погасить пламя его элитарности, срезать все его неудобные острые углы, снивелировать институт, подровнять его под общий стандарт, ликвидировать его своеобразие.

В самом конце 50-х годов министр высшего образования СССР В.П.Елютин назначил под председательством ректора Московского авиационного института Н.В.Иноземцева комиссию для проверки деятельности МФТИ. Перед комиссией была поставлена задача: найти на месте, отталкиваясь от таких «безобразных» фактов, как благоприятный расчетный коэффициент числа преподавателей, индивидуальность и гибкость учебного плана, большое число преподавателей-совместителей, веские доказательства недопустимости дальнейшего существования этого вуза, по крайней мере в том виде, в каком он был создан и в каком продолжал работать.

И снова идею Физтеха спасли ученые. Академики П.Л.Капица, М.А.Лаврентьев, С.А.Христианович обратились в ЦК ВКП(б). В то время (в период с 1955 по 1962 год) заведующим отделом науки, вузов и школ ЦК работал академик В.А. Кириллин. Будучи сам выдающимся ученым, внесшим крупный вклад в техническую термодинамику, он быстро понял суть дела и распорядился распустить комиссию, которая в результате так и не приступила к своей разрушительной работе.

Как тут не вспомнить графа Витте, который, создав Санкт-Петербургский политехнический институт, подчинил его Министерству финансов, а не Министерству просвещения, где эта ценная новация была бы, скорее всего, если не удушена, то полностью выхолощена. Традиции отечественной бюрократии имеют многовековую историю и весьма живучи!


 *Беседа с академиком С.А. Христиановичем. Магнитофонная запись. 9 июля 1984 г. (Собственность Музея истории МФТИ).
 **Петров И.Ф. Авиация и вся жизнь. - М.: ЦАГИ, 1993. - С. 90-94.
 ***В 1946 г. в Московском государственном университете был организован физико-технический факультет для подготовки высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики: физике атомного ядра, аэродинамике, физике низких температур, радиофизике, оптике, физике горения и взрыва и т.д. В 1951 г. на базе этого факультета был создан Московский физико-технический институт для подготовки инженеров-физиков в области новой техники (Прим. составителей).
Сокращенный вариант статьи
«О тех, которых ожидает
отечество от недр своих»
(Я - Физтех. М.: Центрком, 1996)
 СО РАН 
  
 
Н.В.Карлов. И снова физтех спасли академики // Российская академия наук. Сибирское отделение: Век Лаврентьева / Сост. Н.А.Притвиц, В.Д.Ермиков, З.М.Ибрагимова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. - С.103-105.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:34:42 2019 (23,373 bytes)
Посещение 3526 с 21.09.2010