Век Лаврентьева (2000) - Век Лаврентьева (вместо предисловия)
Навигация
УголУгол
 
  110 М.А.Лаврентьев ЛЕТ  
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
 
  

Михаил Алексеевич Лаврентьев родился в 1900 году, на рубеже веков. Мы отмечаем его 100-летний юбилей на рубеже тысячелетий - в 2000 году. Это совпадение представляется символичным: М.А.Лаврентьев был знаковой фигурой XX века не только для России, но и для научной общественности всего мира. Все важнейшие этапы его жизни - в Москве, Киеве, Сарове, снова в Москве и затем в Новосибирске - наполнены замечательными событиями и открытиями. Каждый из этих этапов уже мог увековечить его имя, но М.А.Лаврентьев всякий раз стремился сделать еще больше. В свой «век» Михаил Алексеевич сумел прожить как бы три жизни. Членом Академии он стал как выдающийся математик. Переключившись в зрелые годы на проблемы механики, он и там сумел получить неординарные результаты, не только имеющие первостепенное значение для этой науки, но и сыгравшие важную роль для обороны и развития нашей страны. Наконец, М.А.Лаврентьев проявил себя как выдающийся организатор.

Главным же делом его жизни стало создание Сибирского отделения Академии наук. Об этом написал и сам М.А.Лаврентьев: «Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть своей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой. Я отдал этому почти двадцать лет жизни. Но к ним можно было бы добавить и 20-30 предшествующих лет, когда я набирался опыта и сил, приобретал сторонников и единомышленников». Жизненный подвиг М.А.Лаврентьева вдохновляет людей сегодня, будет вдохновлять и еще через 100 лет. Ученые, специалисты изучают труды и открытия М.А.Лаврентьева. Политики и организаторы науки используют принципы и организационные идеи, сформулированные им и опередившие время. Простые люди могут почерпнуть много поучительного и интересного в его высказываниях, примерах и фактах его биографии.

Всё это можно найти в представляемой книге, которая сочетает воспоминания самого М.А.Лаврентьева и воспоминания о нем. Но нам, его ученикам и последователям, продолжающим жить и работать в Сибирском отделении Академии наук, важно понять, почему идеи и принципы, сформулированные М.А.Лаврентьевым более сорока лет назад, оказались столь жизненными, какие из них останутся в жизни научных коллективов надолго, а что изменилось и будет меняться дальше.

«Наука - кадры - производство» - именно так можно кратко сформулировать знаменитый «треугольник Лаврентьева». Это триединство остается определяющим в развитии Сибирского отделения и сейчас, но каждая сторона этого треугольника претерпела существенное изменение.

Поиск важнейших приоритетов в фундаментальной науке и во времена М.А.Лаврентьева определялся прежде всего логикой развития самой науки и важнейшими задачами государства - военными в годы войны и долгое время после войны, а также стратегическими задачами развития восточных районов страны. Пророческие слова М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным Ледовитым океаном...» были провозглашены как важнейший лозунг с самого начала создания новосибирского Академгородка. Для Михаила Алексеевича при создании Сибирского отделения исключительно важным был подбор руководящих кадров. И он находил и выдвигал на самые высокие посты людей, предлагающих смелые идеи, умеющих мыслить нестандартно. Многие институты и направления в институтах формировались «под лидера», под конкретную личность. В Сибирь с ее неустроенным бытом ехали люди, загоревшись делом, перспективой, оставив теплые квартиры и «стандартную» карьеру. В совокупности это определило ту характерную творческую атмосферу и ту самоотверженность ради высокой науки, которые сохранились до сих пор и передаются в той или иной мере молодежи, прежде всего детям и внукам, воспитанным в творческих семьях.

Конечно, многие идеи изменились или потускнели, но «заряд патриотизма» остался. Он помог Сибирскому отделению выжить и развиваться даже в последние тяжелые десять лет и может послужить базой для дальнейших успехов, если будет востребован государством.

Другая часть «формулы успеха» в научных направлениях - мультидисциплинарность исследований на стыках наук и большая роль математических методов. Например, из десяти первых созданных в Сибирском отделении институтов шесть были механико-математического и физико-технического профиля (Институт теоретической и прикладной механики, Институт гидродинамики, Институт математики, Институт ядерной физики, Институт теплофизики, Институт автоматики). Многие институты задумывались сразу как комплексные, мультидисциплинарные. В знаменитом Институте гидродинамики, созданном М.А.Лаврентьевым, сочетались глубокие математические исследования, физика взрыва с многочисленными «импульсными» технологиями, гидродинамика подземных и поверхностных вод и т.д. Школа академика В.В.Воеводского, ученика академика Н.Н.Семенова, соединяла математическое моделирование, химическую физику, классическую химию, одной из первых занялась проблемами физико-химической биологии. Институт геологии и геофизики, созданный академиком А.А.Трофимуком, сочетал все основные направления геологии, геохимии и геофизики, представляя, по выражению академика А.Л.Яншина, уникальную сибирскую академию геологических наук.

М.А.Лаврентьев подчеркивал: «...сейчас интеграционные тенденции в науке берут верх... Серьезных результатов современная наука может добиться только объединенными усилиями многих направлений... С другой стороны, само нормальное развитие каждой из этих наук возможно только при наличии всего комплекса наук».

В настоящее время Сибирское отделение развивает эту линию путем проведения конкурса интеграционных проектов, а также поддержки центров коллективного пользования и более локальных программ (ГИС-технологии и Интернет, комплексные экспедиции). В конце 1999 года подведены итоги первых интеграционных проектов, а в 2000 году начался второй этап конкурса, когда проекты естественным образом разделились на мультидисциплинарные (с участием институтов, относящихся к разным направлениям наук) и комплексные (межинститутские, но внутри одной научной дисциплины).

Пример мультидисциплинарного проекта - совместная работа археологов и генетиков по палеогенетическому анализу генофонда древних и современных этнических групп Евразии. Выделение и исследование «ископаемых ДНК» из мумифицированных останков людей, найденных археологами в вечной мерзлоте на высокогорном плато Укок на Алтае, позволило получить новые данные о формировании и эволюции древних популяций. Пример комплексного проекта - создание силами Института гидродинамики, Института теоретической и прикладной механики и Конструкторско-технологического института гидроимпульсной техники аэродинамической трубы нового поколения, по совокупности параметров не имеющей аналогов в мире и незаменимой при испытаниях воздушно-космических летательных аппаратов.

Опора на молодых, поиск и подготовка талантливой научной молодежи - вторая сторона «треугольника Лаврентьева». Он говорил: «Нельзя работать без постоянного притока свежих научных сил, без притока молодежи». С использованием опыта Московского физтеха были созданы Новосибирский университет на базе институтов и лабораторий СО АН, физико-математическая школа при НГУ, система школьных (зимних и летних) олимпиад. Фактически была создана первая в мире система непрерывной подготовки научных кадров, названная системой М.А.Лаврентьева. Сегодня основная часть научных сотрудников в Новосибирском научном центре и заметная часть в других центрах СО РАН отобраны и подготовлены через эту систему. Яркий пример: два члена-корреспондента РАН (В.Е.Балакин и В.В.Пархомчук) и несколько докторов наук - родом из одного алтайского села Родино.

К сожалению, работа по подбору молодежи претерпела наибольшие деформации. Хотя система подготовки кадров «олимпиады - физматшкола - НГУ - институты» продолжает существовать, но школьникам из других городов и особенно сельских районов все труднее приехать в Новосибирск, а в НГУ все более концентрируются выпускники школ Новосибирска, прежде всего из Академгородка. Молодежь трудно удержать в науке из-за низкой зарплаты, упавшего престижа ученого, недостаточного количества современного оборудования, о результате в 1990-1995 годах значительное число молодых ученых ушли из научных институтов в другие сферы деятельности (бизнес, администрация, фирмы, торговля) или уехали за рубеж, причем уехали наиболее талантливые и перспективные. Положение казалось катастрофическим, но в последние три-четыре года ситуация стала выправляться благодаря принятым мерам.

Прежде всего, это увеличение приема в аспирантуру, который возрос за последние три года в несколько раз. Общее число аспирантов в институтах СО РАН в 2000 году превысит 2000 человек. Вместе с магистрантами и выпускниками вузов доля научной молодежи во многих институтах достигла 30-40 процентов, хотя есть еще институты, где молодежи мало. Институты СО РАН не могут удержать всю молодежь после окончания аспирантуры, но дополнительные один-два года позволяют защитить кандидатскую диссертацию, после чего лучшие остаются в Сибирском отделении РАН или уезжают за рубеж, другие идут в вузы и иные сферы деятельности. Таким образом, центр тяжести переносится на подготовку кандидатов наук путем «проточной системы». За семь лет пребывания в институте (2+3+2) молодой человек успевает оставить след в науке и сформироваться как самостоятельный специалист, готовый идти своей дорогой. Особенно это важно для подготовки специалистов по новым технологиям, когда потребность в них начнет резко расти.

Другие проблемы этого направления - воспитание самостоятельности и поиск приборной базы - решаются через молодежные конкурсы, в том числе проводимые в Сибирском отделении РАН и внутри многих институтов, воссоздание и активизацию Советов научной молодежи, использование центров коллективного пользования. Наиболее трудной проблемой остается строительство жилья для молодежи. Хотя дома для молодежи построены в Новосибирске, Красноярске, Улан-Удэ, строится жилье в Иркутске, возводится также общежитие для аспирантов (совместное НГУ и СО РАН), этого явно недостаточно, и без принятия и реализации специальной правительственной программы «Жилье для научной молодежи» проблема не будет решена.

Наконец, третья сторона «треугольника Лаврентьева» - реализация научных достижений на практике - всегда оставалась одной из наиболее сильных сторон деятельности Сибирского отделения. Сам Михаил Алексеевич сочетал фундаментальные исследования и крупнейшие практические достижения просто блестяще. Можно назвать кумулятивные заряды, снаряды с атомным зарядом, сварку взрывом, возведенные с помощью взрыва плотины и многое другое.

При М.А.Лаврентьеве основные практические приложения науки определялись задачами обороны и развития производительных сил на востоке страны, которые так или иначе формировались с участием правительства и промышленных госпредприятий.

Сегодня ситуация резко изменилась. Основная часть средств на задачи практического характера поступает от контрактов с зарубежными компаниями, в меньшей мере - от отечественных нефтяных, газовых, металлургических компаний, совсем немного - по госзаказу от Минобороны, Минатома, железных дорог. Много научных достижений передано для реализации в малые предприятия при институтах. Но наибольших успехов в этом направлении добились крупные институты, реорганизованные фактически в научно-технологические фирмы. Это Институт ядерной физики имени Г.И.Будкера, Институт катализа имени Г.К.Борескова, Институт теоретической и прикладной механики, Институт сильноточной электроники в Томске, Объединенный институт геологии, геофизики и минералогии имени А.А.Трофимука и другие. Тем не менее создание технопарковой зоны в Академгородке очень актуально.

Будут ли наши институты превращаться в филиалы зарубежных или отечественных компаний или останутся оплотом государства и его безопасности - зависит не только от степени патриотизма руководителей, но прежде всего от государственной научно-технической политики. Завет М.А.Лаврентьева - не поддаваться сиюминутным конъюнктурным обстоятельствам, оставаться патриотом и государственником. И здесь нельзя не вспомнить слова Михаила Алексеевича: «Когда меня спрашивают, от чего, на мой взгляд, зависит будущее Сибирского отделения, я отвечаю: от того, насколько удастся удержать гармоническое триединство «наука - кадры - производство». Преобладание любого из этих начал приведет к застою и регрессу. Время будет вносить определенные коррективы, но принципы, доказавшие свою плодотворность, должны жить и после нас».

Несколько слов о развитии научных центров в Сибирском отделении. Как писал М.А.Лаврентьев, Сибирское отделение приняло стратегию «последовательного создания крупных комплексных научно-исследовательских центров в короткие сроки». Но «что касается научных учреждений в Западной Сибири, то здесь Сибирское отделение допустило просчет. Наша ошибка состоит, в частности, в том, что нет академического учреждения в Тюмени, что мы обращаем относительно мало внимания на нужды Алтая, Кузбасса, Омской области». За последние двадцать лет этот просчет в значительной мере удалось выправить. В составе СО РАН появились Кемеровский, Омский, Тюменский научные центры, есть институт в Барнауле.

* * *

Возможно, этот текст покажется кратким отчетом нынешнего председателя перед первым председателем Сибирского отделения. Вероятно, так и должно быть. Но когда я смотрю на портреты ушедших из жизни председателей отделения М.А.Лаврентьева и В.А.Коптюга, вчитываюсь в их слова-завещания, я остро понимаю, что нынешние руководители СО РАН и институтов обязаны выполнить эти завещания, развивать успешные исследования в Сибирском отделении, как бы ни было трудно. Им было не легче, но они построили замечательную конструкцию Сибирского отделения, которая - вместе с талантом наших прямых руководителей - обеспечила успешный путь в науке нескольким поколениям ученых. Сохранить и развить СО РАН - не только дань памяти, но и обязанность перед будущими поколениями, перед Россией.

Академик Н.Л.Добрецов,
председатель СО РАН с 1997 г.

 СО РАН 
  
 
Век Лаврентьева (вместо предисловия) // Российская академия наук. Сибирское отделение: Век Лаврентьева / Сост. Н.А.Притвиц, В.Д.Ермиков, З.М.Ибрагимова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. - С.7-11.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:34:40 2019 (33,031 bytes)
Посещение 3818 с 21.09.2010