| Бутина-Шабаль С.Л. Моделирование реальности: история науки, техники и цивилизации. - М.: Библио-Глобус, 2018. - 215 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-Б931
| |
ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 7
Глава 1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ................ 12
Выход за пределы здравого смысла ............................ 13
Знание о сущности вещей ..................................... 14
Математизация знания ........................................ 15
Эксперимент ................................................. 17
Проектирование возможного ................................... 18
Гуманизация жизненной среды ................................. 19
Синергетический эффект всеобщего труда ...................... 20
«Вечный двигатель» цивилизации .............................. 22
Социальный институт ......................................... 24
Глава 2. НАУКА ДО ХУП ВЕКА ..................................... 27
Аристотель .................................................. 27
От силлогизма к математике .................................. 33
Научная сущность ............................................ 40
Наука: важные закономерности развития ....................... 44
Глава 3. НАУКА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ XVHXVHI вв.: МОДЕЛЬ «МЕХАНИЗМ» .... 47
Историческая ситуация XVII-XVIII вв. Европейские свободы и
гуманизм .................................................... 47
Декарт: рационализм = математический метод .................. 51
Ньютон: законы механики ..................................... 56
Картина мира классической механики .......................... 64
Формирование института науки ................................ 67
Технические изобретения ..................................... 68
Механический ткацкий станок ................................. 70
Паровая машина .............................................. 75
Развитие металлургии ........................................ 79
Прикладные аспекты науки .................................... 80
«Механизм» как познавательная модель ........................ 82
Глава 4. НАУКА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ XIX - НАЧАЛА XX вв.: МОДЕЛЬ
«ЭНЕРГИЯ» ...................................................... 91
Историческая ситуация XIX - начала XX вв. Индустриализация.
Движение масс ............................................... 91
Технические изобретения ..................................... 94
Организация науки ........................................... 94
Термодинамика и статистическая физика ....................... 96
Электродинамика и экспериментальный метод .................. 100
Строение атома ............................................. 105
Электротехника ............................................. 107
Двигатель внутреннего сгорания ............................. 111
Средства связи ............................................. 114
Формирование новой модели познания. Понятие «поле» ......... 115
Теории относительности ..................................... 117
«Энергия» как познавательная модель ........................ 133
Развитие науки и идеологий ................................. 135
Развитие технической среды и технологий .................... 140
Социальные трансформации и модернизация сознания ........... 142
Результаты научно-технического развития XIX - начала
XX века .................................................... 142
Глава 5. НАУКА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ XX - НАЧАЛА XXI вв.: МОДЕЛЬ
«ПРОГРАММА» ................................................... 146
Историческая ситуация. Управление как основная проблема
исторического развития в XX веке ........................... 146
Первая мировая война ....................................... 149
Тоталитарные идеологии и Вторая мировая война .............. 151
Практическая ориентация науки .............................. 156
Квантовая механика ......................................... 156
От модели реальности к модели взаимодействия с ней ......... 165
Информационная основа жизни ................................ 172
Информатизация товара. Общество потребления ................ 176
Информационно-коммуникационная техника как средство
развития общества потребления .............................. 182
Материальная база вычислительных машин ..................... 184
Компьютер как средство управления .......................... 187
Искусственный интеллект .................................... 188
Принципы создания и функционирования ИКТ ................... 192
Познавательная модель XX - начала XXI века ................. 195
Стратегии глобального управления и программы замедления .... 204
Список рекомендуемой литературы ............................ 211
|
В книге рассматриваются научные открытия и фундаментальные теории со стороны их источника - творческого воображения, которое моделирует реальность как объект познания. Именно в рамках заново созданной познавательной модели открываются неизвестные ранее закономерности природы.
Сгенерированные в науке модели реальности закрепляются в технических изобретениях, радикально изменяющих жизнедеятельность человека. Далее, через технику, имеющую массовое применение, познавательные модели становится паттерном массового сознания и социального проектирования, оказывая влияние на ход и содержание свершающихся исторических событий.
Таким образом, начиная с XVII века, социально-культурная история может быть представлена не только как производная экономических и политических факторов, но производная коллективного разума человечества, который получает реализацию в сфере научно-технического творчества.
Книга адресована всем, кто интересуется историей идей, технологиями открытий, кто желает развивать свои мыслительные способности и расширять эрудицию. Книга будет особенно полезна молодым людям, устремленным к науке.
|
|