Список сокращений .............................................. 11
Предисловие .................................................... 13
Благодарности .................................................. 14
Пролог: Настоящие ученые не изучают сознание
Почему психологи боятся вечеринок .............................. 17
Точные и неточные науки ........................................ 20
Точные науки объективны, неточные - субъективны ................ 22
Поможет ли большая наука неточной науке? ....................... 25
Измерение активности мозга ..................................... 28
Как из материальных явлений могут возникать психические? ....... 37
Я умею читать ваши мысли ....................................... 38
Как мозг создает наш внутренний мир ............................ 39
Часть первая. Что стоит за иллюзиями нашего мозга .............. 41
1. О чем нам может рассказать поврежденный мозг
Восприятие материального мира ............................... 43
Психика и мозг .............................................. 45
Когда мозг не знает ......................................... 47
Когда мозг знает, но не хочет сказать ....................... 52
Когда мозг говорит неправду ................................. 56
Как мозговая активность создает ложные знания ............... 58
Как заставить наш мозг нас обманывать ....................... 62
Проверка опыта на соответствие действительности ............. 65
Откуда мы знаем, что реально, а что нет? .................... 67
2. Что говорит нам о мире здоровый мозг
Иллюзия полноты восприятия .................................. 72
Наш скрытный мозг ........................................... 78
Наш неадекватный мозг ....................................... 83
Наш креативный мозг ......................................... 86
3. Что наш мозг говорит нам о нашем теле
Привилегированный доступ? .................................. 101
Где граница? ............................................... 102
Мы не ведаем, что творим ................................... 105
Кто же всем управляет? ..................................... 108
Наш мозг справляется и без нас ............................. 111
Со мной все в порядке ...................................... 120
Кто это делает? ............................................ 122
И где же здесь "вы"? ....................................... 125
Часть вторая. Как наш мозг это делает ......................... 133
4. Развитие способности предсказывать последствия
Закономерные награды и наказания ........................... 136
Как мозг встраивает нас в окружающий мир, скрывая это от
нас ........................................................ 157
Ощущение, что у нас всё под контролем ...................... 163
Когда система дает сбои .................................... 167
Незримое действующее лицо в центре мироздания .............. 171
5. Наше восприятие мира - это фантазия, совпадающая с
реальностью
Наш мозг создает у нас ощущение легкости восприятия ........ 175
Информационная революция ................................... 175
На что же способны хитроумные устройства? .................. 182
Проблема с теорией информации .............................. 183
Преподобный Томас Байес .................................... 186
Идеальный байесовский наблюдатель .......................... 192
Как байесовский мозг может создавать модели мира? .......... 194
Есть ли в комнате носорог? ................................. 195
Откуда берутся априорные знания? ........................... 198
Как наши действия рассказывают нам о мире .................. 202
Мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом ... 204
Цвета существуют только у нас в голове ..................... 207
Восприятие - это фантазия, совпадающая с реальностью ....... 208
Мы не рабы своих чувств .................................... 209
Откуда мы знаем, что реально, а что нет? ................... 211
Воображение - очень скучная штука .......................... 212
6. Как мозг моделирует внутренний мир
Движение живых объектов .................................... 216
Как движения могут выдавать намерения ...................... 217
Подражание ................................................. 221
Чтобы подражать кому-то, нужно понять его цели ............. 224
Люди и роботы .............................................. 227
Сопереживание .............................................. 229
Чувство деятельности ....................................... 232
Проблема привилегированного доступа ........................ 237
Иллюзии деятельности ....................................... 239
Деятели, порождаемые галлюцинациями ........................ 241
Часть третья. Культура и мозг ................................. 245
7. Люди делятся мыслями - как мозг создает культуру
Проблема перевода .......................................... 247
Намерения и цели ........................................... 250
Решение обратной задачи .................................... 251
Априорные знания и предрассудки ............................ 253
Что он будет делать дальше? ................................ 255
|