| Шишков И.З. История и философия науки. - 2-е изд., перераб. и расш. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2018. - 660 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-Ш656
| |
Понятие, история и предмет философии науки (Вместо
предисловия) ................................................ 10
Раздел 1. Метафилософия науки .................................. 16
Глава 1. Как возможна философия? ............................... 16
1.1 Любомудрие - ключ к тайне природы и сущности философии .... 16
1.2 Философия как метафизика знания. Гипотетическая природа
философского знания ....................................... 20
1.3 Фундаментализм и критицизм как два стиля
философствования .......................................... 25
Глава 2. Как возможна наука? ................................... 37
2.1 Возникновение рационального знания, или Переход от мифа
к логосу .................................................. 38
2.2 Переход от логоса к преднауке, или Древневосточная наука .. 42
2.3 Социокультурная природа рациональности и науки ............ 45
2.4 Фундаментальные проблемы философии науки .................. 48
2.4.1 Проблема индукции (юмова проблема) ................. 48
2.4.2 Проблема демаркации ................................ 51
2.4.3 Проблема рациональности ............................ 60
Глава 3. Методология философии науки ........................... 73
3.1 Понятия «методология», «методология науки», уровни и
исторические типы ее методологического анализа ............ 73
3.2 Методология естественно-научного и гуманитарного знания
в ее историческом развитии ................................ 76
3.3 Фундаментализм и критицизм - основная методологическая
антитеза истории и философии науки (исторический аспект) .. 84
Раздел 2. Культурно-исторические типы науки ................... 162
Глава 1. Переход от преднауки к науке, или Наука в эпоху
Античности .................................................... 162
1.1 Натурфилософская научная программа ионийцев .............. 166
1.2 Математическая научная программа пифагорейской школы ..... 168
1.3 Элейская научная программа ............................... 171
1.4 Атомистическая научная программа ......................... 175
1.5 Логическая программа софистов ............................ 180
1.6 Математическая программа Платона ......................... 182
1.7 Научная программа Аристотеля ............................. 190
1.8 Эллинистическая наука .................................... 197
1.8.1 Математическая программа Евклида .................. 198
1.8.2 Космологическая геоцентрическая программа
Птолемея .......................................... 200
1.8.3 Античная гелиоцентрическая система мира ........... 202
1.8.4 Идеалы и образы античного типа научной
рациональности .................................... 204
Глава 2. Средневековая наука .................................. 206
2.1 Формирование культуры Средневековья ...................... 206
2.2 Особенности средневекового стиля мышления ................ 210
2.3 Средневековая «технологическая революция» ................ 213
2.4 Формирование научной культуры ............................ 215
2.5 Средневековая ученость как феномен средневековой
культуры ................................................. 218
2.6 Вера и разум, философия и теология: от гармонии к
антитезе ................................................. 220
2.7 Средневековые научные программы .......................... 229
2.8 Схоластический идеал научного знания как парадигма
средневекового типа рациональности ....................... 238
Глава 3. Идеалы и образы науки Возрождения .................... 241
3.1 Культурообразующие принципы Ренессанса ................... 241
3.2 Особенности ренессансного мышления ....................... 244
3.3 Инверсия средневековой учености и образованности ......... 247
3.4 Ренессансная картина мира: гелиоцентрическая система
мира Н. Коперника и учение о бесконечных мирах
Дж. Бруно ................................................ 251
3.5 Становление эмпирической методологии Леонардо да Винчи ... 259
Глава 4. Основные парадигмы классической науки ................ 266
4.1 Формирование культуры и науки Нового времени ............. 266
4.1.1 Формирование новых общественных отношений ......... 267
4.1.2 Реформация как культурный феномен ................. 270
4.1.3 Формирование науки как социального института
и рождение новоевропейской науки .................. 272
4.1.4 Научная революция XVII века ....................... 279
4.2 Основные научные традиции и программы Нового времени ..... 282
4.2.1 Исследовательская программа Г. Галилея ............ 282
4.2.2 Программа построения новой науки Фр. Бэкона ....... 301
4.2.3 Методологическая программа Р. Декарта ............. 307
4.2.4 Атомистическая программа П. Гассенди и
X. Гюйгенса ....................................... 318
4.2.5 Механицистская программа И. Ньютона ............... 323
4.3 Идеалы и образы классического типа научной
рациональности ........................................... 339
Глава 5. Особенности неклассической науки ..................... 342
5.1 Формирование неклассической науки ........................ 342
5.2 Релятивистская программа А. Эйнштейна .................... 354
5.3 Квантово-механическая программа копенгагенской школы ..... 373
5.4 Термодинамическая программа: классика и современность .... 397
5.5 Неклассический математический идеал научности ............ 409
Раздел 3. Структура и динамика научного знания ................ 426
Глава 1. Структура научного знания ............................ 426
1.1 Эмпирическое знание ...................................... 427
1.2 Теоретическое знание ..................................... 440
1.3 Методы построения научной теории ......................... 450
1.4 Метатеоретическое знание ................................. 467
Глава 2. Динамика научного знания ............................. 491
2.1 Интернализм и экстернализм - мнимая контроверза
западной философии науки ................................. 491
2.2 Внешние факторы развития науки ........................... 497
2.2.1 Культурно-историческая традиция. Научные
традиции .......................................... 497
2.2.2 Научная школа как форма научной традиции .......... 502
2.3 Внутренние факторы развития науки ........................ 508
2.3.1 Критицизм как внутренний механизм развития науки .. 508
2.3.2 Дискуссии в науке: критические дискуссии
и рациональная аргументация ....................... 513
2.3.3 Научные революции: предпосылки, последствия,
механизмы и типы .................................. 523
2.3.4 От логики обоснования к логике и методологии
научного открытия ................................. 531
2.4. Основные модели развития науки ........................... 544
2.4.1 Кумулятивные модели развития науки ................ 544
2.4.2 Современные некумулятивные модели развития науки .. 551
Раздел 4. История науки как наука ............................. 556
Глава 1. Предмет и проблемы истории науки ..................... 556
1.1 История истории науки: предмет и проблемы ................ 556
1.2 Методология историко-научных исследований ................ 559
1.3 О соотношении философии науки и истории науки ............ 577
Раздел 5. Этика науки ......................................... 589
Глава 1. История и проблемы этики науки ....................... 589
1.1 Наука и нравственность ................................... 589
1.2 Идея «имморальности» научного знания ..................... 602
1.3 Прагматичная этика науки Ханса Ленка и проблема
ответственности .......................................... 608
1.4 Этос науки ............................................... 620
1.5 Моральный облик ученого: мифы и реальность ............... 637
Приложение. Методологические тупики и основания современной
теории медицины ............................................... 644
Библиография .................................................. 653
|
В учебном пособии подробно рассматриваются фундаментальные проблемы истории и философии науки. В нем осуществлена реконструкция фундаментализма и критицизма как основной методологической антитезы истории и философии науки, основных культурно-исторических типов науки, а также структуры и динамики научного знания. Отдельные разделы посвящены истории науки как науке, проблемам этики науки.
Настоящее учебное пособие создано на основе лекционного курса, читаемого автором аспирантам и соискателям Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова и других высших учебных заведений г. Москвы.
Пособие предназначено аспирантам и соискателям, изучающим этот курс, преподавателям, а также всем тем, кто интересуется историей, эпистемологией и философией науки.
|
|