Введение ........................................................ 7
Глава 1. Теоретические основы и классификация
социально-педагогической технологии ............................ 10
1.1.1 Понятие и сущность социально-педагогической
технологии ......................................... 10
1.1.2 Составляющие компоненты
социально-педагогической технологии ....................... 13
1.1.3 Классификация социально-педагогических технологий .. 17
1.2 Социально-педагогическая технология
ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения ........................ 20
1.2.1 Сущность профилактики девиантного
поведения подростка ................................ 20
1.2.2 Подходы профилактики девиантного поведения ......... 22
1.2.3 Направления организации профилактической работы
девиантного поведения .............................. 24
1.2.4 Технологии профилактики девиантного поведения
подростков ......................................... 29
1.2.5 Модель педагогической профилактики девиации ........ 29
1.2.6 Формы профилактики девиантного поведения ........... 31
1.2.7 Технология разработки профилактических программ .... 32
1.2.8 Профилактическая работа девиации за рубежом ........ 37
1.3 Социально-педагогическая технология
КОРРЕКЦИИ девиантного поведения ........................... 49
1.3.1 Сущность и технология коррекции девиантного
поведения .......................................... 49
1.3.2 Модели коррекции девиантного поведения ............. 62
1.3.3 Технологии коррекции изменения девиантного
поведения .......................................... 64
1.3.4 Специфика разработки и организация коррекционных
программ с детьми девиантного поведения ............ 69
1.3.5 Особенности разработки коррекционной программы
с детьми девиантного поведения ..................... 70
1.3.6 Особенности организации процесса воспитания детей
с девиантным поведением ............................ 77
1.3.7 Педагогические приемы в коррекционной работе
с детьми девиантного поведения ..................... 80
1.3.8 Методы коррекции девиантного поведения ............. 83
Глава 2. Социально-педагогические технологии в работе
ЗАВИСИМОГО (аддиктивного) поведения человека ................... 88
2.1 Деятельность по работе с зависимым поведением подростка ... 88
2.1.1 Понятие и подходы на природу зависимого поведения
человека ........................................... 88
2.1.2 Социально-педагогическая технология профилактики
зависимого поведения ............................... 92
2.1.3 Подходы профилактики зависимого поведения .......... 95
2.1.4 Современные терапии в работе с зависимым
поведением ......................................... 95
2.1.5 Методы профилактики зависимого поведения ........... 96
2.2 Социально-педагогическая работа с наркозависимым
поведением ................................................ 99
2.2.1 Профилактика наркозависимого поведения подростка .. 100
2.2.2 Модели профилактики наркомании .................... 101
2.2.3 Формы и методы организации профилактики
наркозависимого поведения ................................ 102
2.3 Социально-педагогические технологии в работе
с АЖОГОЛЬНОЙ зависимостью ................................ 104
2.3.1 Причины алкогольной зависимости ................... 104
2.3.2 Технологии профилактики алкогольной зависимости
человека .......................................... 105
2.3.3 Технология коррекции человека с алкогольной
зависимостью ...................................... 109
2.3.4 Терапии в коррекционной работе с алкогольной
зависимостью человека ............................. 111
2.3.5 Работа социального педагога с семьей зависимых
от алкоголя ....................................... 117
2.4 Технология работы с КУРЯЩИМИ подростками ................. 118
2.5 Технология с КИБЕРАДДИКТИВНЬМ поведением ................. 120
2.5.1 Классификация компьютерной зависимости ............ 120
2.5.2 Признаки компьютерной зависимости ................. 123
2.5.3 Технология профилактики кибераддиктивного
поведения ......................................... 124
2.6 Технология работы с гэмблинговым
(зависимость АЗАРТНЫХ ИГР) поведением .................... 127
2.6.1 Понятие и причины гэмблингового поведения ......... 127
2.6.2 Технология работы с игровой зависимостью .......... 132
2.6.3 Направления помощи с игровой зависимостью ......... 133
2.6.4 Модели профилактики игровой зависимости ........... 134
2.6.5 Технологии реабилитации игровой зависимости ....... 135
2.6.6 Технология консультирования
и терапия игровой зависимости ............................ 140
Глава 3. Современные технологии в работе с детьми
девиантного поведения .......................................... 143
3.1 Деятельность с детьми, вовлеченными в секту ............... 143
3.3.1 Профилактические меры по предотвращению
сектанства ......................................... 143
3.3.2 Технология консультирования и помощь выхода из
секты. Подход «Скрытая интервенция» ................ 147
3.2 Технология работы с подростками, вовлеченными в сферу
интимного обслуживания (проститутки) ...................... 151
3.2.1 Аутрич-технология в работе с подростками,
вовлеченными в сферу интимного обслуживания
(проститутки) ...................................... 151
3.2.2 Модели аутрич-работы ............................... 157
3.3 Технология работы с АГРЕССИВНЫМ поведением подростка ...... 159
3.3.1 Понятие и причины агрессивного поведения ........... 159
3.3.2 Классификация агрессивного поведения ............... 160
3.3.3 Технология работы с агрессивным поведением
подростка .......................................... 164
3.3.4 Модель коррекции пошагового изменения
агрессивного поведения подростка ................... 164
3.3.5 Современные подходы в работе с агрессивным
поведением ......................................... 165
3.3.6 Профилактика агрессивного поведения подростка ...... 168
Глава 4. Технологии устойчивого поведения подростка в
обществе ....................................................... 173
4.1 Социально-педагогические подходы
социализации детей с девиантным поведением ................ 173
4.1.1 Технологии жизненного самоопределения детей с
девиантным поведением .............................. 178
4.2 Технология формирования ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ у детей с
девиантным поведением ..................................... 183
4.2.1 Сущность и составляющие жизнестойкости у человека .. 183
4.2.2 Технология формирования жизнестойкости у
подростков ......................................... 195
4.3 Технологии по СОВЛА7ДАЮЩЕМУ поведению подростков
с девиантным поведением ................................... 197
4.3.1 Современные подходы в работе по совладающему
поведению подростка ................................ 197
4.4 Технологии в работе с СЕМЬЕЙ с детьми девиантного
поведения ................................................. 207
4.4.1 Направления помощи семье ........................... 207
4.4.2 Формы оказания помощи семье ........................ 208
4.4.3 Модели помощи семье ................................ 210
4.4.4 Технологии профилактики с неблагополучной семьей ... 212
4.4.5 Технологии патронажа семьи ......................... 214
4.4.6 Технология работы с семьями «группы риска» ......... 218
4.4.7 Технология работы с неблагополучной семьей ......... 218
4.4.8 Технология работы с семьей, находящейся в трудной
жизненной ситуации ................................. 220
4.4.9 Технология работы с малообеспеченными семьями ...... 220
4.4.10 Технология работы с многодетными семьями ........... 221
4.4.11 Технологии работы по профилактике жестокого
обращения в семье .................................. 221
4.4.12 Технология ведения родительских коррекционных
групп .............................................. 222
4.4.13 Инновационные технологии в работе с семьей ......... 222
Глава 5. Технология работы с суицидальным поведением
подростка. Арт-педагогический аспект ........................... 225
5.1.1 Профилактика суицидального поведения среди
подростков ......................................... 225
5.1.2 Концептуальные подходы в профилактике
суицидального поведения ............................ 229
5.5.2 Форма работы в профилактике суицидального
поведения подростка ................................ 232
5.1.4 Арт-терапия в работе с детьми суицидального
поведения .......................................... 235
Заключение ..................................................... 272
|