Введение ........................................................ 5
Наука - движущая сила модернизации страны (Бабосов Е.М.) ........ 5
Глава 1. Кадровый потенциал науки .............................. 14
1.1 Динамика развития кадрового потенциал белорусской науки
за период 2003-2013 годы (Артюхин М.И., Димитрук П.П.,
Пушкевич С.А., Щурок Э.М., Антонова Т.А.) ................. 14
1.2 Состояние и основные тенденции развития кадрового
потенциала научных организаций HAH Беларуси
(Артюхин М.И., Щурок Э.М.) ................................ 26
Глава 2. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации .... 36
2.1 Состояние и тенденции развития системы подготовки
научных кадров высшей квалификации (Королевич А.Н.,
Никоненко Н.А.) ........................................... 36
2.1.1 Основные показатели деятельности аспирантуры ....... 36
2.1.2 Основные показатели деятельности докторантуры ...... 42
2.1.3 Состояние экспорта услуг в сфере послевузовского
образования в Республике Беларусь в 2014 г. ........ 45
2.2 Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в
HAH Беларуси (Шкурко В.В., Артюхин М.И., Щурок Э.М.) ...... 48
2.2.1 Основные показатели деятельности аспирантуры ....... 48
2.2.2 Отраслевая структура аспирантуры ................... 50
2.2.3 Основные показатели эффективности деятельности
аспирантуры HAH Беларуси ........................... 51
2.2.4 Эффективность аспирантуры научных организаций
Отделений наук HAH Беларуси ........................ 53
2.2.5 Деятельность докторантуры HAH Беларуси ............. 55
2.3 Основные выводы и предложения (Артюхин М.И.) .............. 59
2.4 Система аттестации научных кадров высшей квалификации
(Артюхин М.И., Щурок Э.М.) ................................ 60
Глава 3. Оценка учеными состояния белорусской науки ............ 67
3.1 Проблемы модернизации белорусской науки и развития ее
кадрового потенциала в современных условиях» (по
результатам опроса руководителей структурных
подразделений научных организаций) (Шарый И.Н.) ........... 67
3.1.1 Проблемы развития научной сферы в современных
условиях ........................................... 67
3.1.2 Оценка учеными современного состояния науки и
своего положения в сфере науки ..................... 74
3.1.3 Оценка кадровой ситуации в науке ................... 80
3.1.4 Оценка международного сотрудничества научных
организаций ........................................ 84
3.2 Основные результаты опроса исследователей научных
организаций HAH Беларуси (Артюхин М.И., Пушкевич С.А.) .... 89
3.3 Женщины в науке: социологический анализ (Антонова Т.А.) ... 99
Глава 4. Интеллектуальная миграция в условиях глобализации .... 115
4.1 Интеллектуальная миграция в контексте национальной
безопасности (Титова Т.А.) ............................... 115
4.2 Интеллектуальная миграция в Беларуси: состояние и
тенденции развития (Артюхин М.И., Шарый И.Н.) ............ 120
4.3 Особенности миграционных процессов в науке:
социологический анализ (Шарый И.Н., Пушкевич С.А.) ....... 126
4.4 Анализ государственной политики в области регулирования
международной интеллектуальной миграции в Беларуси
(Титова Т.А.) ............................................ 131
Глава 5. Научная диаспора как объект социологического
исследования .................................................. 140
5.1 Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки
(Артюхин М.И., Мееровская О.А., Ляднова Т.О.) ............ 140
5.2 Белорусская научная диаспора и ее потенциал:
социологический анализ (Шарый И.Н., Артюхин М.И.) ........ 142
5.3 Зарубежный опыт работы с научной диаспорой
(Артюхин М.И., Мееровская О.А., Ляднова Т.О.) ............ 156
5.3.1 Опыт России ....................................... 158
5.3.2 Опыт Украины ...................................... 164
5.3.3 Опыт Казахстана ................................... 172
5.3.4 Опыт Китая ........................................ 177
5.3.5 Опыт Южной Кореи .................................. 184
5.3.6 Практика стран ЕС по работе с научной диаспорой
и привлечению иностранцев-исследователей и
студентов ......................................... 190
Глава 6. Особенности государственной политики в области
воспроизводства научных кадров ................................ 199
6.1 Проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки
Республики Беларусь (Шарый H.H.) ......................... 199
6.1.1 Основные тенденции воспроизводства научных
кадров в Республике Беларусь ...................... 199
6.1.2 Основные тенденции изменения возрастного состава
научных кадров в Республике Беларусь .............. 201
6.1.3 Особенности воспроизводства научных кадров
высшей квалификации в академическом секторе
науки ............................................. 208
6.2 Особенности институционализации государственной
молодежной политики в сфере науки Республики Беларусь
(Шарый И.Н.) ............................................. 214
6.3 Особенности формирования кадрового резерва
руководителей научных организаций в академическом
секторе науки (Шарый И.Н., Фаблинова О.Н.) ............... 225
6.4 Особенности формирования профессиональной идентичности
молодых ученых (Ворошень О.Г.) ........................... 234
6.5 Роль БРФФИ в подготовке молодой научной элиты
(Карпейчик С.В.) ......................................... 241
6.6 Белорусская наука в оценках молодых ученых ............... 244
6.6.1 Ситуация в академической науке в оценках молодых
ученых (Ворошень О.Г.) ............................ 244
6.6.2 Социально-профессиональная адаптация молодых
ученых в условиях современного белорусского вуза
(Кочергин В.Я., Романова С.П., Подгайская Л.И.) ... 258
6.6.3 Проблемы социально-профессиональной адаптации
молодых специалистов в научной сфере
(Щурок Э.М.) ...................................... 293
6.6.4 Научные коллективы и их роль в адаптации молодых
специалистов к исследовательской деятельности
(Русецкая В.И., Бабосова Е.С.) .................... 299
Заключение (Артюхин М.И.) ..................................... 318
Литература .................................................... 322
|