Введение ........................................................ 6
Часть 1.
Проблемы изучения белорусского народного текстиля
Историография .................................................. 11
Базовые понятия и методы исследования .......................... 33
Часть 2.
Ткачество в системе традиционной культуры:
символические и онтологические основы
Космический символизм прядения и ткачества ..................... 41
Ткачество как способ бытия женщины-крестьянки .................. 47
Предметный код ткачества в моделировании представлений о
пространстве и времени ......................................... 58
Ткацкая и текстильная магия .................................... 64
Лен - стратегии и практики эстетизации ......................... 72
Кульминация текстильного творчества в жизненном цикле
женщины-крестьянки ............................................. 82
Часть 3.
Художественные основы белорусского народного текстиля
Художественный канон традиционного текстиля .................... 91
Модульность тканей и текстильных предметов ..................... 96
Орнамент как структурно-символическая основа народных тканей .. 108
Основные узорообразующие текстильные техники: браное
ткачество и вышивка набором ................................... 126
Цвет в белорусских народных тканях ............................ 143
Часть 4.
Комплексы белорусского текстиля: ареальные
художественные традиции
Принципы типологизации народных тканей ........................ 163
Комплекс полосатых тканей Западного Полесья ................... 167
Западнополесские ручники и традиционный костюм ............. 167
Полоса — архаичный способ текстильной орнаментации ......... 176
Ареал бытования западнополесских полосатых тканей .......... 182
Выборное ткачество и вышивка Витебского Поозерья .............. 185
Ручники и подзоры старообрядцев ............................ 185
Техника выборного ткачества ................................ 189
Художественный генезис орнаментики текстиля старообрядцев .. 192
Закладное ткачество Восточного Полесья и Поднепровья .......... 207
Традиции закладного ткачества на Восточном Полесье ......... 207
Влияние ткачества килимов на народные ткани ................ 210
Часть 5.
Белорусское кружево: от ритуальной технологии к
крестьянскому рукоделию
Подходы к изучению эволюции крестьянского кружева ............. 227
Узелково-плетеное кружево из нитей ткацкой основы ............. 229
"Скарачы" и ручники с "трапкамi" ........................... 229
Мотольские "наборы" ........................................ 237
Добрушские "хварботы" ...................................... 242
Плетение на круговой основе: полесские кружевные чепцы ........ 247
Кружево на коклюшках — "клецках" .............................. 262
Любоницкое кружево ......................................... 264
Семежевское кружево ........................................ 273
Кружево, вязанное крючком ..................................... 281
Часть 6.
Многоремизное ткачество: опыт освоения европейской
текстильной культуры
Проблемы изучения многоремизного ткачества .................... 289
Пути распространения многоремизного ткачества на белорусско-
литовских землях .............................................. 294
Узорники ткачей - источник сведений о путях взаимодействия
ремесленного и крестьянского ткачества ........................ 308
Художественное развитие ремизных тканей в народном ткачестве .. 316
Часть 7.
Двухосновные ковры: художественный феномен
белорусско-польского пограничья
Проблема происхождения ткачества на двух основах и его
изучения ...................................................... 329
Производство двухосновных ковров на территории Беларуси ....... 338
Современное белорусское двухосновное ткачество ................ 349
Часть 8.
Брокаровские узоры и вышивка крестом в народном
текстиле
Источники новых текстильных узоров в конце XIX - начале
XX в. ......................................................... 361
Печатные узорники для вышивания ............................ 362
Художественная стилистика брокаровских узоров .............. 367
Пути распространения печатных узоров и вышивки крестом ..... 372
Приемы адаптации орнаментального комплекса вышивки крестом в
народных тканях ............................................... 375
Смена кода художественного высказывания: от символа - к
изображению ................................................ 375
Вышивка крестом и брокаровские узоры в народном костюме .... 380
Ручники брокаровского типа ................................. 384
Эпиграфическая и сюжетная вышивка в народных тканях ........ 388
Часть 9.
Современный народный текстиль: визуализация новой
культурной парадигмы
Художественный образ и знаковые коды народного текстиля в
XX в. ......................................................... 401
Декоративные возможности переборных техник народного
ткачества ..................................................... 412
Сейпачные ткани ............................................ 416
Гродненские и слуцкие переборные ручники (двухсторонние) ... 418
Двухсторонние переборные постилки .......................... 422
Полихромия - изобразительный язык современного текстиля ....... 428
Постилки-"радуги" .......................................... 429
Постилки и ковры в технике одностороннего перебора ......... 433
Стародорожские и дрогичинские переборные ручники
(односторонние) ............................................ 446
Вышивка полихромной гладью ................................. 451
Текстильный интерьер как репрезентация картины мира ........... 466
Заключение .................................................... 490
Список использованных источников и литературы ................. 492
Музеи ......................................................... 516
Словарь названий текстильных предметов, материалов и техник ... 518
|