| Гвоздева Е.С. Молодые ученые и инновационное развитие / Е.С. Гвоздева, Г.П. Гвоздева. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009. - 259 с. | |
Предисловие ..................................................... 3
Введение ........................................................ 7
Глава 1. Теоретический подход к изучению лидерства ............. 23
1.1. Роль лидерства в развитии: социально-философские
истоки ................................................ 23
1.2. Современные представления о лидерстве ................. 32
Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования
лидерства молодых ученых .............................. 44
2.1. Социологическое понимание лидерства ................... 44
2.2. Методика исследования ................................. 58
Глава 3. Условия реализации творческого потенциала молодых
ученых ................................................ 71
3.1. Способствует ли положение научной молодежи ее
активному участию в инновационном развитии? ........... 71
3.2. Моделирование взаимозависимости творческих
достижений молодых ученых и возможностей для их
развития .............................................. 94
Глава 4. Мотивация труда научной молодежи ..................... 107
4.1. Социальный механизм мотивации труда молодых ученых ... 108
4.2. Мотивация выбора научной деятельности студентами и
аспирантами .......................................... 119
4.3. Типология мотивации труда молодых ученых ............. 125
Глава 5. Стимулы и возможности усиления лидерства научной
молодежи ............................................. 140
5.1. Роль молодежи в выборе приоритетов развития
общества ............................................. 140
5.2. Стимулы для эффективного труда: взгляд молодых
ученых ............................................... 157
5.3. Направления деятельности научной молодежи по
усилению включенности в инновационное развитие ....... 170
Глава 6. Новосибирский технопарк: готовность научного
сообщества к инновационному развитию ................. 185
6.1. Новосибирск - подходящее ли место для технопарка? .... 186
6.2. Нужен ли технопарк Академгородку, его молодежи? ...... 189
6.3. Отношение к созданию технопарка и ожидаемые
последствия .......................................... 195
6.4. Зоны влияния социальных субъектов на развитие
технопарка ........................................... 201
6.5. Качественные характеристики работников технопарка .... 203
Заключение .................................................... 208
Литература .................................................... 215
Приложение 1. Инструментарий к опросу молодых ученых в
2003-2004 гг. ................................... 231
Приложение 2. Некоторые эмпирические результаты
исследования .................................... 247
Приложение 3. Результаты факторного и кластерного анализа
типологии мотивации труда молодых ученых ........ 249
Приложение 4. Резолюции круглых столов ........................ 252
Приложение 5. Результаты факторного и кластерного анализа ..... 255
|
В монографии потенциал научной молодежи изучается в контексте проблемы лидерства и инновационного развития. Сформировано теоретическое представление о лидерстве как социологической категории, отражающей как процессы взаимодействия, так и положение лидерской группы в обществе. Предложена методика моделирования взаимообусловленности творческих достижений молодых ученых и их возможностей для развития. На богатом эмпирическом материале, включающем ответы более тысячи молодых ученых, проанализированы мотивы их труда. Представлены модели, описывающие особенности положения групп молодых ученых, различающихся творческими достижениями. Показано, что общество недостаточно стимулирует труд наиболее продуктивно работающей молодежи, что приводит к ее оттоку из научной сферы. Выявлены факторы, повышающие и понижающие вероятность попадания молодых ученых в группу лидеров по творческим достижениям.Книга будет полезна научным работникам, преподавателям вузов, студентам и аспирантам, а также руководителям государственных и муниципальных структур, общественным организациям и объединениям. |
|