| Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса / Отв. ред. Д.Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009. - 373 с. | |
I. Теоретические основания охраны культурного наследия
Э.А. Шулепова. Наследование как реальный процесс сохранения
прошлого в культуре .......................................... 5
Д.К. Куликов. Методологические вопросы изучения исторического
сознания в культуре ......................................... 14
М.Е. Каулен. Актуализация нематериального наследия: формы и
метод ....................................................... 27
И.М. Минеева. Археологическое наследие: проблемы сохранения и
использования ............................................... 40
Ф.С. Герасимов. К основаниям исторической культурологии:
гетерогенность мышления и его историческое развитие ......... 45
II. Культурная память и традиция
А.Г. Васильев. Мемориализация и забвение как механизмы
производства культурного единства и разнообразия ............ 56
С.Н. Кройтор. Культурная память как механизм воспроизводства
социальных практик .......................................... 69
А.Ю. Клейтман. Забвение как культурный феномен и
темпоральность субъекта ..................................... 79
Е.В. Романовская. История, память и традиция в культурологии
Дж. Вико .................................................... 92
О.О. Савельева. Рекламные образы и конструирование памяти
о прошлом .................................................. 105
Е.Н. Чернявская. «Чужое», «свое» и «общее» в архитектурном
облике исторических городов ................................ 119
III. Культурные формы в пространстве традиционной культуры
A.В. Конева. Мода в социальном бытии: от включенности к
исключительности ........................................... 127
Л.С. Лихачева. Этикет как культурная универсалия .............. 146
B.В. Давыдова. Онтология праздника ............................ 157
A.А. Магамедова. Инфернальное в структурах повседневного ...... 164
Т.И. Грицкевич. Реформаторство как рефлексия общественных
практик: смысл и основания ................................. 177
B.Я. Мауль. Русский бунт как защитный механизм традиционной
культуры в переходный период ............................... 192
IV. Культурные формы в пространстве современной культуры
Б.В. Марков. Трансформация представлений о теле и душе
в современной культуре ..................................... 203
Е.Н. Шапинская. Повседневность как динамическое пространство
современной культуры ....................................... 216
М.А. Шкепу. Феноменологические разломы современной культуры ... 228
А.И. Пигалев. Эсхатология в «сценариях будущего» .............. 237
Л.А. Булавка. Советская культура и Ренессанс: сравнительный
социо-философский анализ ................................... 249
А.С. Чикишева. Феномен ностальгии в постсоветской массовой
культуре ................................................... 267
Е.Н. Савинова. Сельская усадьба конца XIX — начала XX века:
проблемы изучения и типологизации .......................... 278
Л.Н. Велиховский, Т.Н. Кандаурова. Российское
предпринимательское сообщество XIX - начала XX века:
многообразие культурной деятельности ....................... 296
Б.С. Ишкин. Динамика представлений о провинциальном городе
в российской культуре Нового времени ....................... 311
Е.В. Байкова. Формирование новой парадигмы моделирования
в архитектуре XXI века ..................................... 321
V. Музей в пространстве культурного наследия
И.А. Куклинова. Экомузей как лаборатория культурологических
исследований ............................................... 337
А.Г. Калмыков. Рукописи не горят? О судьбе фондов
Государственного музея революции (Ленинград)
в 1945-1955 гг. ............................................ 350
Е.Н. Мастеница. «Новая музеология» в контексте идей экологии
культуры ................................................... 364
|
Коллективная монография посвящена рассмотрению фундаментальных проблем культурологии - новой, динамично развивающейся дисциплины на стыке гуманитарных и общественных наук. В настоящем томе представлены материалы, раскрывающие структуру и содержание теоретико-методологического аппарата современной культурологии. Особый раздел посвящен рассмотрению эвристических возможностей эстетики и теории искусства в контексте современных исследований культуры.Книга основана на материалах ключевых докладов, представленных вниманию участников II Российского культурологического конгресса с международным участием, проведенного при поддержке РФФИ и в партнерстве с Московским бюро ЮНЕСКО в 2008 году, которые были дополнены, исправлены и переработаны специально для настоящего издания.Для научных сотрудников и преподавателей высшей школы. |
|