| Соколов А.В. Ретроспектива-75: биобиблиогр. отчет. - СПб.: БАН, 2009. - 462 с. | |
ВСТУПЛЕНИЕ. Диалог научного редактора и автора ............. 7
Раздел 1. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ........................... 23
1.1. Формула интеллигентности .................................. 24
1.1.1. Дискуссионные вопросы .............................. 25
1.1.2. Ипостаси русской интеллигенции ..................... 33
1.1.3. Построение формулы интеллигентности ................ 41
1.1.4. Верификация формулы интеллигентности ............... 46
1.2. Демифологизация русской интеллигенции ..................... 52
1.3. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории ......... 86
1.3.1. Шестидесятники ..................................... 87
1.3.2. Восьмидесятники ................................... 102
1.4. Поколения русской интеллигенции .......................... 112
1.5. Избранные публикации ..................................... 123
Раздел 2. БИБЛИОТЕЧНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ..................... 125
2.1. Библиотечная интеллигенция как составная часть русской
интеллигенции ............................................ 127
2.2. Проблема воспроизводства библиотечной интеллигенции ...... 135
2.3. Интеллигент-книжник в России XXI века .................... 139
2.4. История библиотечной интеллигенции в России .............. 147
2.5. Избранные публикации ..................................... 155
Раздел 3. ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА ............................. 156
3.1. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией ...... 158
3.2. Постсоветское гуманитарное студенчество в зеркале современной
российской эсхатологии ................................... 162
3.3. Вузовская педагогика глазами студентов ................... 177
3.4. Эволюция библиотечной школы .............................. 196
3.4.1. Библиотечная школа восьмидесятых годов. Грехи и
печали ................................................... 199
3.4.2. Библиотечная школа 2000 года. Радикальная
информатизация и дегуманитаризация ....................... 203
3.4.3. Библиотечная интеллигенция - гость нежеланный в вузе
культуры 2007 г. ......................................... 207
3.4.4. Программа кадрового обеспечения библиотек ......... 212
3.5. Избранные публикации ..................................... 220
Раздел 4. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ .............................. 222
4.1. Кому нужны библиотеки в двадцать первом веке? ............ 226
4.2. Библиотечная мифология вчера, сегодня, завтра ............ 229
4.2.1. Мифологический экскурс ............................ 231
4.2.2. Библиотечная мифология вчера ...................... 232
4.2.3. Библиотечная мифология сегодня .................... 234
4.2.4. Библиотечная мифология завтра ..................... 237
4.3. Уроки библиотечного демократического движения в России ... 241
4.4. Библиотечный декалог начала XXI века ..................... 253
4.5. Избранные публикации ..................................... 264
Раздел 5. БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ ............................. 266
5.1. Век минувший и нынешний век. Библиографоведческие размышления
интеллигента-книжника .................................... 268
5.1.1. Информатизация библиографоведения ................. 272
5.1.2. Мифологизация библиографоведения .................. 276
5.1.3. Реабилитация библиографоведения ................... 281
5.2. Поколения библиографической интеллигенции ................ 289
5.2.1. Постановка задачи ................................. 289
5.2.2. Метод поколений в общественных науках ............. 293
5.2.3. Поколения русских библиографоведов ................ 296
5.3. Неутолимая жажда истины .................................. 302
5.4. Квинтэссенция человечности ............................... 307
5.5. Избранные публикации ..................................... 322
Раздел 6. РАЗНОЕ ......................................... 324
6.1. Программа вузовского курса "Социальные коммуникации" ..... 325
6.2. Суперсистемный подход к книжной коммуникации ............. 334
6.3. Элементы библиофутурологии ............................... 343
6.3.1. Прощание с литературоцентризмом ................... 344
6.3.2. Библиоутопии и библиоантиутопии ................... 350
6.3.3. Библиофутурибли библиотечных студентов ............ 357
Раздел 7. ДРУЗЕЙ МОИХ ПРЕКРАСНЫЕ ЧЕРТЫ ................... 363
7.1. Библиография персональных статей ......................... 363
7.2. Стихотворные зарисовки ................................... 365
Раздел 8. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ .............................. 382
Базилевич Ф.В. Кто Вы, Аркадий Соколов? ....................... 383
Берестова Т.Ф. Знакомое, почти родное имя ..................... 393
Брежнева В.В. Информатика как первая любовь ................... 396
Ванеев А.Н. От информатики к библиотековедению ................ 400
Виноградова В.А. Смыслы и ценности ............................ 402
Гиляревский Р.С. Мы из одной когорты .......................... 405
Дворкина М.Я. Яркий талант .................................... 408
Дягилева Т.Д. Взгляд из библиотеки Гуманитарного университета
профсоюзов .................................................... 410
Зверевич В.В. С приветом из библиотечной школы 1980-х ......... 413
Ивашина М.В. Библиотечные игры в российской провинции ......... 422
Колесникова М.Н. Планета Соколов .............................. 427
Коршунов О.П. Слово о Соколове ................................ 431
Крейденко B.C. Жизнь его - вечный поиск ....................... 435
Леликова Н.К. И снова об истории библиографии ................. 439
Мотылев В.М. Человек, рожденный для информатики ............... 443
Павлова Н.П. Открытое письмо Мэтру "через сотни разъединяющих
верст" ........................................................ 450
Столяров Ю.Н. Опережая остальных на целый корпус .............. 452
Авторы раздела ................................................ 455
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА ............................ 457
|
Книга посвящена творческой деятельности профессора А.В. Соколова в 2004-2008 гг. Хронологически она является продолжением юбилейных сборников «Ретроспектива-60» и «Ретроспектива-70», изданных в 1994 и 2004 годах. Главное внимание уделено проблемам познания русской интеллигенции вообще и библиотечной интеллигенции в частности. Автором предлагаются логические формулы и типизации, раскрывающие сущность интеллигенции; впервые представлена смена поколений интеллигентов-книжников со времени христианизации Руси до наших дней. В связи с воспроизводством гуманитарной интеллигенции рассмотрены проблемы постсоветской гуманитарной школы и кризисное состояние библиотечной школы. Большое внимание уделено актуальным проблемам библиотековедения и библиографоведения, в том числе, - перспективам их развития в XXI веке, мифологическому сопровождению этих наук, урокам демократического движения в библиотечно-библиографическом социальном институте. В качестве перспективных разработок представлены суперсистемный подход к книжной коммуникации и элементы библиофутурологии.Книга написана в оригинальном жанре «биобиблиографического отчета», отражающего духовность российского библиотечно-библиографического сообщества 2000-х годов. Продолжая традицию предыдущих «ретроспектив», в настоящее издание включены поэтические произведения автора в жанре профессионального фольклора и заметки коллег и учеников А.В. Соколова о его научной и педагогической деятельности. Разнообразные материалы, собранные в книге, могут быть интересны и полезны научной элите, коллегам преподавателям, гуманитарному студенчеству. Широкий читательский адрес книги - российская интеллигенция XXI века.
|
|