| Будилова Е.А. Труды по истории психологии. - М.: Наука, 2009. - 504 с. - (Памятники психологической мысли). | |
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
От автора ....................................................... 5
Часть первая
Начальный этап советской психологии
Введение. Советская психологическая наука в 1917-1931 гг. ..... 7
Глава первая. Дискуссии о природе психического, предмете и
методе психологии ............................................ 26
Поражение идеализма в психологии ........................... 26
Реактология о предмете и методе психологии ................. 29
Рефлексология - ее предмет и метод ......................... 33
Бихевиористские концепции .................................. 36
Отношение психологии к рефлекторной теории И.М. Сеченова и
учению И.П. Павлова ........................................ 38
Нейробиологический монизм .................................. 43
Фрейдистские концепции ..................................... 45
Проблема сознания и психология поведения ................... 47
Дискуссии по рефлексологии и реактологии ................... 54
Основные линии теоретических поисков ....................... 57
Глава вторая. Проблема общественной детерминации психики и
социальная психология ........................................ 67
Борьба против идеализма в психологии и вопросы социальной
психологии ................................................. 67
Коллективная рефлексология ................................. 70
Психологизация идеологий и физиологизация социальной
психологии ................................................. 76
Социальный фактор в онтогенезе человека .................... 81
Часть вторая
Становление марксистской психологической теории
Введение. Советская психологическая наука в 1931-1946 гг. .... 90
Глава третья. Биологическое и социальное в развитии психики
человека .................................................... 103
Принцип развития в психологической теории ................. 103
Генетический метод в применении к проблеме памяти и мышления106
Культурно-историческая теория развития психики человека ... 110
Взаимоотношение высших и низших психических функций ....... 115
Экспериментальное обоснование культурно-исторической теории 118
Соотношение обучения и умственного развития в свете
культурно-исторической теории ............................. 120
Проблема сознания и мышления в учении о высших психических
функциях .................................................. 122
Глава четвертая. Сознание и деятельность .................... 128
Анализ кризиса психологии сознания и психологии поведения . 128
Принцип единства сознания и деятельности и его
методологическое значение ................................. 130
Проблема деятельности в психологической теории ............ 134
Проблема развития и принцип связи сознания с деятельностью 136
Введение принципа единства сознания и деятельности в
конкретные исследования и его экспериментальное обоснование 140
Исследование неосознаваемых психических явлений в их связи
с деятельностью и сознанием (теория установки) ............ 147
Принцип психофизического единства ......................... 151
Часть третья
Разработка теоретических принципов советской психологической
науки на новых рубежах
Введение. Советская психологическая наука в 1945-1971 гг. .. 159
Глава пятая. Психическая деятельность и мозг ............... 172
Критика принципа психофизического единства и новый подступ
к рефлекторной теории психического ....................... 172
Дискуссии о взаимоотношении физиологического и психического177
Философский анализ рефлекторной концепции психики и введение
ее в психологическую теорию .............................. 181
Новые направления экспериментальных психологических
исследований ............................................. 187
Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности
и психология ............................................. 193
О взаимодействии психологии и физиологии ................. 197
Глава шестая. Взаимосвязь основных характеристик психического
и детерминация психической деятельности .................... 207
Проблема взаимосвязи основных характеристик психического в
психологической теории ................................... 207
Процесс интериоризации и внешняя детерминация психической
деятельности ............................................. 211
Детерминация психической деятельности внешними причинами
через посредство внутренних условий ...................... 220
Теория установки и проблема детерминации психики ......... 227
Глава седьмая. Психическая деятельность и объективная
реальность ................................................. 234
Психическое как процесс отражения внешнего мира .......... 234
Чувственное познание ..................................... 236
Психология мышления ...................................... 240
Психология познавательных процессов и кибернетика ........ 245
Глава восьмая. Социальная обусловленность психики .......... 255
Утверждение в психологической теории марксистского взгляда
на социальную обусловленность психики .................... 255
Психическое развитие как продукт процесса присвоения ..... 259
Взаимосвязь внешних и внутренних условий в социальной
детерминации психики ..................................... 262
Дискуссия о способностях ................................. 264
Взаимоотношение природного и социального в психическом
развитии человека ........................................ 268
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РУССКОЙ НАУКЕ
Введение ..................................................... 279
Глава первая. Два лагеря в русской психологической науке и
проблемы социальной психологии ............................... 286
Глава вторая. Социально-психологические проблемы в юридической
психологии ................................................... 321
Глава третья. Социально-психологические проблемы в военной
психологии ................................................... 355
Глава четвертая. Этническая психология ....................... 377
Глава пятая. Социально-психологические проблемы в психиатрии . 408
Глава шестая. Православная церковь и проблемы социальной
психологии ................................................... 433
Глава седьмая. Социально-психологические проблемы в социологии
и революционное движение ..................................... 455
Заключение ................................................... 478
Т.И. Артемьева, В.А. Кольцова. Е.А. Будилова - историк и
методолог психологии ......................................... 480
Указатель имен ............................................... 498
|
В книгу включены две фундаментальные работы известного российского историка и методолога психологии Е.А. Будиловой. Первая из них посвящена исследованию разработки философских проблем психологии в отечественной психологической науке XX столетия. Рассмотрены дискуссии по важнейшим методолого-теоретическим проблемам психологии, касающимся понимания предмета психологии, определения природы и сущности психического и методов его изучения.Во второй работе освещается история становления социально-психологической мысли в России во второй половине XIX-начала XX в.Для специалистов гуманитарного профиля, а также широкого круга читателей.
|
|