| Харченко И.И. Современная молодежь Сибири: Образовательные и профессиональные стратегии. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. - 499 с. | |
От автора ....................................................... 3
Введение ........................................................ 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процессов
самоопределения молодежи в системе образования и
профессионально-трудовой сфере ........................... 17
1.1. Исследовательские традиции и современные исследования
процесса самоопределения молодежи ................ 17
1.2. Зарубежные и отечественные лонгитюдные исследования
жизненного самоопределения молодежи .............. 32
1.3. Теоретические основы социологического изучения
ориентации и социального поведения молодежи ...... 36
1.4. Роль образования в процессе социального
самоопределения молодежи. Образование с точки зрения
теории человеческого капитала, теории сигнала и
концепции человеческого развития ................. 55
1.5. Концепция и методологическая схема исследования .. 68
1.6. Методика и эмпирические показатели исследования .. 92
Глава 2. Изменения в российской системе образования и поведении
субъектов, предоставляющих и получающих образовательные
услуги ................................................... 97
2.1. Многообразие функций системы образования -
предпосылка многообразия форм поведения участников
образовательного процесса ........................ 97
2.2. Основные изменения в российской системе образования
в постсоветский период .......................... 101
2.3. Качество и доступность образования - важнейшая
задача реформирования системы образования ....... 125
2.4. Изменение уровня образования молодежи ........... 133
2.5. Социальное поведение молодежи в системе
образования ..................................... 136
2.6. Взаимосвязь системы образования и рынка труда ... 145
2.7. Безработица среди молодежи ...................... 157
2.8. Стратегии учебных заведений в сфере взаимодействия
с рынком труда .................................. 161
2.9. Кадровая политика предприятий в отношении молодых
специалистов (на примере Новосибирской области) . 167
2.10.Система высшего образования и вызовы модернизации 176
Глава 3. Самоопределение учащейся молодежи в системе образования
и профессионально-трудовой сфере ........................ 231
3.1. Социально-профессиональные, образовательные и
ценностные ориентации старшеклассников
общеобразовательных школ ........................ 231
3.2. Тенденции в профессиональных ориентациях
старшеклассников в условиях перехода школ на
профильное обучение ............................. 266
3.3. Рынок труда и будущее трудоустройство в
представлениях выпускников профессиональных учебных
заведений ....................................... 294
Глава 4. Трудовые и образовательные стратегии профессионально
подготовленной молодежи: сигналы среды и индивидуальные
мотивы .................................................. 312
4.1. Особенности процесса самоопределения российской
молодежи в период выхода на рынок труда ......... 312
4.2. Трудоустройство профессионально подготовленной
молодежи ........................................ 317
4.3. Доступность профессионального образования и
эффективной занятости для молодежи сельских районов
(на примере Новосибирской области) .............. 354
Заключение .................................................... 377
Литература .................................................... 390
Приложение 1. Таблицы ......................................... 407
Приложение 2. Дополнительные материалы к главе 4. Результаты
математико-статистических расчетов ......................... 414
Приложение 3. Методические материалы и социологический
инструментарий ............................................. 444
|
В монографии представлены результаты исследования, выполненного на обширном эмпирическом материале социологических обследований школьной, студенческой, работающей и безработной молодежи, собранном в Новосибирской области, охватывающем годы с начала 1990-х до начала 2000-х. Показано, как в постсоветский период происходило становление новых морально-этических норм, ценностных ориентаций и установок молодого поколения, связанных с выбором образования и профессии. В монографии также анализируются изменения в системе образования, как социальном институте, при участии которого происходит самоопределение молодежи. Книга адресована социологам, специалистам, работающим с молодежью, преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей.
|
|