Отделение ГПНТБ СО РАН, являясь центральной библиотекой Академгородка, одной из важнейших своих задач считало формирование единого информационного пространства научного Академгородка посредством создания сводного справочно-библиографического аппарата. Для ее решения в период с 1967 по 1973 гг. в Отделении были созданы:
- сводный алфавитный каталог иностранных книг и продолжающихся изданий, отражающий фонды ГПНТБ и всех научных библиотек Академгородка;
- сводная картотека на иностранные журналы, находящиеся в фондах академических библиотек НИУ;
- сводный алфавитный каталог на отечественные журналы и продолжающиеся издания, формирующийся на основе централизации процессов комплектования и каталогизации.
Сводный справочно-библиографический аппарат стал предпосылкой для создания и развития централизованной системы межбиблиотечного обслуживания. Межбиблиотечный абонемент (МБА) - это система взаимоиспользования фондов библиотек, созданная в целях всестороннего и своевременного удовлетворения информационных потребностей читателей. МБА обеспечивает читателям получение необходимой литературы, отсутствующей в фондах обслуживающей их библиотеки, путем доставки из других фондов, располагающих данной информацией. Первые попытки были сделаны еще в 1968 г., когда запрошенная литература доставлялась из фондов ГПНТБ и ее Отделения в библиотеки НИУ три раза в неделю.
Централизованная система МБА предполагает выполнение следующих задач:
- оперативность и полноту удовлетворения запросов ученых и специалистов на фонды ННЦ СО РАН;
- взаимодействие фондов библиотек внутри системы, повышение обращаемости фондов;
- высвобождение рабочих рук в библиотеках НИУ за счет сокращения времени на поиск и обработку заявок на литературу, хождение по библиотекам.
После проведения ряда экспериментов по отработке и внедрению централизованной системы МБА, составления инструктивно-методических материалов, отражающих направления в работе, права и обязанности, а также схему взаимодействия различных звеньев системы, началось практическое внедрение и отработка элементов технологии обслуживания.
Централизованное обслуживание по МБА осуществлялось по следующей схеме: ежедневный прием запросов от библиотек, регистрация их в диспетчерской сетке (таблице), проверка и шифровка запросов на литературу по сводным каталогам Отделения, их доработка, отметка в диспетчерской сетке о возможных направлениях в библиотеки НИИ или передача требований в оперативную группу ГПНТБ, заказ и получение литературы, доставка литературы в библиотеки НИУ, возврат литературы в основное хранилище.
Внедрение централизованной системы началось с 1976 г. У ее истоков стояли Л.П.Павлова, Г.Л.Толкунова, В.В.Жданова. Нельзя сказать, что процесс централизации проходил легко. Согласование с отделом МБА ГПНТБ часто давало сбои, но, в конце концов, новая технология нашла свое место в системе обслуживания. Централизованная система позволила увеличить использование фондов внутри ННЦ на 52% и лишь 48% доставлялось из основных фондов ГПНТБ, что сохраняло единственный экземпляр для удовлетворения читательского спроса для всего сибирского региона.
В 1980-е гг. на централизованном обслуживании по МБА состояло 28 абонентов, среди которых 23 академических института и конструкторских бюро, 5 НИУ других ведомств. Кроме фондов ГПНТБ СО РАН и научных библиотек сети Академгородка использовались фонды крупнейших библиотек Новосибирска: Государственной научной областной, Центральной научно-технической и областной медицинской, а также Медицинского института и Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГМС). Централизованную систему МБА обслуживало тогда 6 человек (4 - в Отделении и 2 - в ГПНТБ). Большой вклад в развитие централизованной системы внесли Ёлкина Клара Ивановна, Кибалова Людмила Иосифовна, Алексеева Татьяна Анатольевна, Павлова Ирина Аркадьевна, Белоносова Любовь Николаевна, экспедиторы Лобова Зоя Прокопьевна (1970-е гг.), Глебова Татьяна Викторовна, Гаус Ирина Викторовна, Нелюбова Наталья Валерьевна, Великоруссов Владимир Ильич, Силантьев Игорь Витальевич (1980-1990-е гг.), Селяков Валерий Николаевич (2000-е гг.). В первые годы централизации МБА за Отделением было закреплено 2 автомашины. В академической системе библиотек - это первый опыт ежедневного оперативного обслуживания по МБА. Данная технология была внедрена и в других научных центрах СО РАН, в частности в Иркутском научном центре.
В 1990-е гг. произошли коренные изменения во многих сферах жизни общества. С одной стороны, в результате революционного развития электронно-вычислительной техники появились новые виды и каналы связи, которые обеспечили переход к автоматизированной обработке и передаче информации; что, в свою очередь, привело к радикальным изменениям в технологии производства, распространения, хранения и обмена информации. С другой стороны, произошли социально-экономические изменения: развитие рыночных отношений, реформа науки, перемены в структуре занятости населения. Все это оказало огромное влияние на технологию и организацию многих библиотечных процессов.
Отделение ГПНТБ СО РАН, оставаясь центральной библиотекой Академгородка, продолжало выполнять основные задачи, присущие академической библиотеке, - формирование книжного фонда по профилю институтов, библиотечно-информационное обслуживание научных сотрудников, развитие централизованной системы МБА. В это непростое время начинают закладываться основы автоматизации многих библиотечных процессов: ведение электронных каталогов книг, продолжающихся изданий, журналов; организация сайта библиотеки; организация баз данных; автоматизация рабочих процессов по МБА.
В соответствии с требованиями времени в 1995-1997 гг. в работу МБА была внедрена программа на языке ISIS-Pascal под управлением операционной системы MS-DOS. Программа поддерживала функции импорта и экспорта заказов в файле специального обменного формата. Обмен файлами такого формата между различными службами МБА выполнялся, как правило, по электронной почте (путем создания нового сообщения и вложения в него необходимых файлов).
Программа на ISIS-Pascal проработала в Отделении ГПНТБ СО РАН больше 10 лет.
В 2008 г. в автоматизированную систему МБА были внесены существенные изменения. В качестве базового программного обеспечения применяется автоматизированное рабочее место (АРМ) МБА системы автоматизации библиотек ИРБИС32. АРМ МБА, как и система ИРБИС, - это разработка ГПНТБ России.
Система ИРБИС, изначально ориентированная на работу в локальной вычислительной сети, включала доступный и простой пользовательский интерфейс и имела:
- сервисные средства для работы с базами данных (БД): ведение словарей по наиболее характерным структурным элементам записи, использование списков и словарей при вводе информации, возможность экспорта и импорта данных в форматах ISO и TXT, возможность копирования записей в БД, статистический анализ БД;
- возможности настройки на конкретное применение (задание структурных элементов при описании абонентов и заказов, создание рабочих листов для ввода информации и выходных форм).
Основным требованием к внедрению ИРБИС в МБА Отделения было использование единой базы данных для абонентов и заказов всех подразделений МБА ГПНТБ СО РАН. В рамках одной конфигурации была совмещена действующая технологическая схема по обработке заказов абонентов иногороднего сектора МБА ГПНТБ СО РАН и новая технологическая схема по обработке заказов абонентов ННЦ СО РАН.
Специфическая особенность работы МБА Отделения ГПНТБ СО РАН заключается в том, что при выполнении заказов, работники сектора ориентированы на следующие информационные ресурсы:
- собственный фонд Отделения;
- фонды ГПНТБ СО РАН;
- фонды библиотек НИИ Академгородка;
- удаленные полнотекстовые БД.
Внедрение системы ИРБИС, понимание ее технологических особенностей, грамотное их использование и настрой на дальнейшее развитие этой системы потребовали от сотрудников МБА и всех участников централизованной библиотечной системы ННЦ СО РАН напряженного труда, учебы, встреч и обсуждений. Эффективным информационным и навигационным инструментов в этой работе стала страничка сектора МБА (http://www.prometeus.nsc.ru/mba/), организованная в октябре 2008 г. на сайте Отделения (http://www.prometeus.nsc.ru/.
Проводимая сектором МБА активная политика и установление по-настоящему действенного сотрудничества с библиотеками ННЦ позволяет в полной мере использовать имеющиеся информационные возможности и констатировать следующее:
- Услуги МБА позволяют абонентам расширить информационное пространство для поиска требуемых документов и получить необходимую информацию из различных источников, зачастую территориально значительно удаленных друг от друга, тем самым способствуя наиболее полному удовлетворению информационных потребностей обслуживаемых научных коллективов.
- Обслуживание по МБА помогает организации выставочной работы.
- Аккумулируемые сведения служебных БД МБА достаточно объективно отражают информационные потребности обслуживаемых НИУ ННЦ СО РАН, анализ которых может послужить одной из основ для организации работы по комплектованию и доукомплектованию фондов, приобретению различных электронных ресурсов и доступов к удаленным полнотекстовым БД, а также как элемент формирования рекомендаций для организации деятельности научных библиотек.
- Работа с удаленными полнотекстовыми БД и получение полных текстов в электронном виде расширяет возможности в более полном и оперативном удовлетворении информационных потребностей научных сотрудников и выводит работу МБА на новый уровень обслуживания.
На 1 января 2016 г. на централизованном обслуживании, осуществляемом сектором МБА отделения ГПНТБ СО РАН, состоит 33 абонента: 26 библиотек НИУ, четыре библиотеки конструкторских бюро, Опытно-метрологическая Саянская экспедиция, проектная организация «ГИПРОНИИ» и ФГУН ГНЦ «Вектор» Роспотребнадзора.
Можно с уверенностью сказать, что при должной организации работы служба МБА играет значительную роль и занимает одно из ведущих мест в системе обслуживания. Представляется, что выполнение взятой на себя задачи - формирование единого информационного пространства Академгородка: создание сводных каталогов, приобретение в общее пользование электронных ресурсов и доступов к БД, создание центров по обслуживанию, организация консультативных и обучающих мероприятий будет служить базовой основой и способствовать развитию и переходу обслуживания по межбиблиотечному абонементу на новый современный уровень.
Централизованная система МБА Новосибирского научного центра СО РАН имеет богатый опыт работы. Пример ее создания и функционирования показывает эффективность централизованной системы по обслуживанию информационных запросов коллективов НИУ крупных научных центров.
Н.С.Лисовская,
Л.П.Павлова